Измени себя — изменится Мир вокруг

Бог Рудра — грозная ипостась Шивы

«Рудра стоял, наблюдая разделение в сознании, известное как создание. В мгновение ока он как бы “проглотил разделение”. Теперь он был абсолютно один, единый с пространством, как если бы он сам был пространством. Его размеры быстро сокращались, и он обрёл лёгкость, как у облака. Он стал меньше атома. Через мгновение он был уже и вовсе невидимым. Он превратился в высшее спокойствие. Он стал единым с Абсолютом, или чистым сознанием».

«Йога-Васиштха», глава 6.18 «Мир внутри камня».

Рудра (санскр. रुद्र, rudra) — олицетворение грозной разрушительной силы в ведическом пантеоне богов. Он повелитель трёх миров, владыка пяти природных стихий, управляющий тамогуной. В послеведийский период Рудра почитается одной из одиннадцати эманаций или восьми форм1 Шивы, а именно, как его грозное проявление.

Он считается также одним из восьми форм Бхайравы2, а именно — Кродхой (гнев), и одной из восьми форм Агни. В тантре Рудра является божеством третьей чакры и связан со стихией огня. Ярая огненная сила Агни пылает в нём всепоглощающим пламенем.

Он сияющий и яркий, словно Солнце, грозный лучник, сражающий стремительной молнией, пущенной из его лука, проявления невежества и эгоизма, разрушая привязанности и отождествляющие тенденции. Он, подобно ярому небесному вепрю, как его описывают гимны Вед, разъярённо мчащемуся в небесах, разрушает и вселяет страх. В то же время он вечно молодой, мудрый и благодетельный, дающий целебные средства во благо исцеления душ от невежества.

Рудра — и разрушитель, и целитель одновременно. В пуранах Рудра описывается как божество, созданное из ярости Брахмы. В «Ваю-пуране» он представлен как «злой Рудра». А в Ведах предстаёт свирепым, ревущим, несущим разрушение. Здесь он единственный бог, которому приписываются отрицательные качества.

И в то же время он описывается как Великий Бог, обладающий целительной силой, разрушитель страданий, несущий добро всем почитающим его. В «Шива-пуране» Рудра относится к полной форме или совершенному проявлению Шивы, достойному почитания: «Он — причина разрушения, верховное божество, непревзойдённый Йогин».

В эпосе «Махабхарата» Рудра обозначен эпитететом «Стхану» (санскр. स्थाणु, sthāṇu), что означает ‘стойкий, незыблемый, могучий’. В позднейших ведийских текстах ему даётся эпитет

«Джалаша» (санскр. जलाष, jalāṣa) — ‘исцеляющий’. В писаниях имена Рудра и Шива используются как синонимы. В Ведах мы встречаем эпитет Рудры — «Шива» (санскр. शिव, śiva), то есть ‘благоприятный, несущий благо, целебный, добрый’.

Он один из управляющих божеств нынешней седьмой Вайвасвата-манвантары. Он также известен в писаниях как Кала-Рудра — разрушительное начало Вселенной, принимающий в конце времён форму Солнца, которое растворяет в своём всепоглощающем пламени все миры. В некоторых текстах Солнце почитается как одна из форм Рудры.

Рудра. Автор иллюстрации: Сергей Пидгайко

Согласно писаниям, он проявлен в одиннадцати формах, именуемых рудрами, почитаемыми как низшие проявления Шивы. Также он считается правителем или отцом марутов — ведических божеств бури и ветра, также олицетворяющих жизненные дыхания.

Тождественными Рудре богами в Ведах обозначены Агни, Ваю, Индра, Митра, Варуна, Ашвины. Рудра явлен в беЗчисленном многообразии форм, а сам он вездесущий и беЗпристрастный Всевышний бог. Супруга Рудры — Рудрани (санскр. रुद्राणी, rudrāṇī) или Родаси (санскр. रोदसी, rodasī), являющейся олицетворением молнии, также, вероятно, некоей плодотворящей силы.

В нашей статье мы подробно поговорим о роли Рудры в пантеоне ведических богов и попытаемся разобраться, кем же на самом деле является ведический предтеча Шивы — грозным разрушителем миров или Верховным богом, дарующим живым существам блага?

Почему ему приписываются отрицательные черты во многих пуранических текстах и в то же время с чем связано возвышение его на вершину пантеона как одного из Триады верховных богов, являющего свою первостепенную роль в цикличном круге времени?

Значение имени Рудра: перевод с санскрита

Имя «Рудра» имеет несколько значений: «яростный, грозный, ужасный»; «ревущий, бурный», «красный, сияющий, сверкающий»; «сильный, дарующий силу или могущество»; «отгоняющий зло»; «почитаемый, достойный восхваления». Таким образом, Rudra (रुद्र) — Рудра: перевод с санскрита предполагает различные варианты, рассмотрим основные из них.

  • от रौद्र raudra в значении ‘страшный, гневный, дикий, буйный, свирепый, жестокий’.
  • от रोद roda — ‘вопль от боли’ или रु ru в значении ‘вопить, звучать’. Отсюда эпитет в Ведах — ‘рыкающий’, то есть издающий устрашающий крик, вопль.
  • согласно версии комментатора Вед Саяны, имя «Рудра» произошло от корня «руд», означающего ‘страдание или то, что вызывает страдание’. Как известно, Рудра создаёт и он же разрушает страдания.
  • от रुदित rudita то есть ‘плач, рёв или вой’. Здесь прослеживается сходство в корне со словом «рыдать» — плакать, вопить. Согласно пуранической этимологии, где Рудра предстаёт как плачущий мальчик, который постоянно бегал (об этом подробнее рассказано далее в разделе о рождении Рудры), слово происходит от: «рудь» — ‘плакать’ и «дру» (санскр. द्रु, dru) — ‘бежать’.
  • корень rud связан с рудхирой (रुधिर, rudhira), иначе говоря, ‘кровь, красный’. Этим эпитетом Рудру наделяют в «Шатарудрии» как образ медно-красного Солнца, алеющего на восходе (кстати, корень रूढि, rūḍhi также означает ‘восхождение, подъём, рост’) и на закате, самого благоприятного. Здесь же прослеживается этимологическое сходство со словами «рудой», что означает рыжий, ярко-красный; «руда» — кровь. Этот же корень содержит слово «рдеть», то есть краснеть.

Также стоит отметить тождественность корней «руд» и «род». Чередование гласных в лексической основе даёт ряд взаимосвязанных понятий. Слово rod на санскрите означает ‘земля’. В данном случае образ Рудры родственен богу Роду, хранителю рода человеческого, творцу мира.

Автор иллюстрации: Android Jones

Рудра также почитается как защитник и целитель. И здесь тождество в корневых основах также отмечено в словах «радеть» (заботиться, хлопотать) и «рада» (совет, помощь). «Радость» на санскрите — रति rati, रथ ratha. Ратха имеет также значение воин, управляющий колесницей, или просто герой-воитель, отсюда пошли такие слова как рать и ратник.

Кстати, стоит упомянуть, что имя супруги его Родаси (санскр. रोदसी, rodasī) состоит из двух слов: rod + as रोदस् rod-as (небо и земля). Как известно, молния, олицетворением которой является богиня, рождается в срединном пространстве между небом и землёй.

Смысл сокрыт в самом имени Род-аси на живом языке санскрите. Её образ родственен славянской Рожанице, несущей зарод Земле и олицетворяющей жизнетворящую силу.

Изображение, качества и атрибуты Рудры в классических текстах

В «Шилпашастре»3, содержится описание, каким должно быть изображение Рудры, в частности, даны общие характеристики 11 форм или аспектов Шивы: три глаза, четыре руки, белый цвет кожи и одеяний, волосы завиты в косы (джатамакута). Изображается стоя на лотосе (падмапита).

Его украшают гирлянды из всех цветов. Правая рука должна быть сложена в абхая-мудру, а левая — варада-мудру, в других руках у него топор и змея. Также, следуя классическим канонам, Рудру следует изображать дымчатого цвета, при нём должен быть щит, длинный меч и топор.

В «Лалита Махатмье»4 (гл. 33, т. 79; гл. 34, т. 3) даётся описание внешних характеристик Рудры (гл. 33, т. 80–86; гл. 34, т. 6): он имеет три глаза, сияет огненным блеском из-за гнева, к нему привязан большой колчан со стрелами.

В руке он держит трезубец, пронзающий высокомерие, которое он также сжигает огненным пламенем, исходящим из глаз. Его окружение всегда составляют многочисленные рудры, главный из которых Хираньябаху.

В «Шива-пуране» (р. 7.1 «Ваявья-самхита», гл. 14 «Проявление Рудры») дано следующее описание Рудры:

«Он похож на тысячу солнц, украшен полумесяцем. Змеи составляют его ожерелья, наплечники и браслеты. Он сияет, его рыжие волосы, усы и борода пропитаны вздымающимися волнами Ганги. Его губы блестят от ударов острых изогнутых клыков; его серьги образуют нимб вокруг левого уха. Он восседает на огромном быке; голос его звучит, как гром. Он сияет, как огонь, его сила и подвиги велики».

Художник: Federica Costantini

Аспекты проявления силы Рудры

Рудра являет собой разрушительную силу, которая проявляется по-разному, но всегда несёт в себе не только разрушительное, но и созидательное начало. Рудра разрушает старое, чтобы дать место для прихода нового. Благодаря ему происходит обновление и исцеление души, переход на новый уровень восприятия бытия, на новую ступень на пути духовного восхождения.

Он несёт смерть органической жизни и переводит в новое воплощение, даруя обновление жизненных сил. Рудра также разрушает болезни и исцеляет, неся смерть тем микроорганизмам, которые её породили. Как известно болезнь приходит к нам с целью очищения, она сигнализирует о возникшем дисбалансе энергий в нас, которые необходимо привести к гармонии.

Болезнь всегда уходит, когда человек понимает сокрытый в ней урок, и тогда Рудра уничтожает выполнивших свою миссию сущностей, вызвавших хворь и недомогание. Сила Рудры выводит мир в Пралайю в конце времён для нового рождения в следующем цикле, где сознание с обновлёнными силами на новом витке бытия начнёт творить новую жизнь в соответствии с достигнутым в предыдущих рождениях уровнем.

Он также несёт «смерть» нашему Эго, благодаря чему происходит слияние с чистым сознанием, он же разрушитель страданий, о чём подробнее поговорим далее.

Рудра и йога. Разрушение ложного Эго

«О Рудра, обладатель целебных средств, Вершитель замечательных свершений».

«Атхарваведа», гимн II.27

Йога на санскрите означает ‘союз или единение’. Рудра ведёт через разрушение иллюзии отдельной реальности, порождающей ложное самоотождествление с временной личностью, которой мы являемся на недолгий срок очередного земного воплощения, и способствует постижению благого знания, которое возрождает в сердце мудрость и ведёт к прозрению единства всего сущего.

Через преодоление тамаса в себе человек способен узреть высшую вечную суть бытия. Рудра как управляющее божество Манипура-чакры, в которой происходит укрепление тенденций Эго, проявляет себя в аспекте разрушителя Эго или ложного самоотождествления, поэтому он создаёт страдания для Эго, которые на самом деле выполняют очищающее действие, и постепенно освобождают от уз эгоизма и невежества.

Так Рудра исцеляет наши души. И человеку, благодаря этой божественной Лиле, открывается его истинная природа, всегда пребывающая в Единстве и гармонии со всем сущим.

Рудра — разрушитель страданий

«Почтение тому, кто приносит благословения; почтение тому, кто поддерживает мир. Почтение — Рудре».

«Брахма-пурана», Гимн во славу Шивы

«Рудрасамхита» является одной из семи самхит «Шива-пураны»5. Здесь, в главе 15 «Появление Рудры», сказано, что Рудра был явлен как разрушитель невежества, страха и страданий живых существ. Брахма попросил его создать смертных существ, подверженных страданию и боли. Но Рудра с улыбкой на устах отказался порождать таких существ и сказал: «Являясь в образе Учителя, я способствую восхождению этих существ из пучины страданий, сообщая им совершенное знание».

Он суть защитник от разрушительных энергий, дарующий освобождение, спасающий от перерождений («Шива-сахасранам», шл. 169). Он крушит внешние преграды и омрачения и ведёт к обретению внутренней чистоты. Он изгоняет страдания и уничтожает зло.

Рудралока — обитель Рудры

«Я приветствую вечного Рудру, пребывающего на небесах, великого мудреца, почитаемого единого бога, трёхглазого. Я ищу Твоего прибежища — откуда возник мир и куда вернётся в конце времён. Весь этот мир пронизан тобой. Я приветствую Тебя, блистающего сиянием вечности, которая является твоей формой. Чистый, наделённый тысячью ног и глаз и голов тысяч форм и пребывающий за пределами Тьмы».

«Гаруда-пурана», III.35 «Величие Капардина»

В «Лалита Махатмье» (гл. 33, т. 79; гл. 34, т. 3) указано, что Рудралока, или мир верховного бога Рудры, в котором он пребывает ради процветания миров, — чрезвычайно красивая обитель, украшенная жемчугами, пять йоджан в длину и пять йоджан в ширину, находится к востоку от мира Куберы.

Обитель Рудры на самом деле является тем местом, где происходит кульминация развития индивидуального сознания, очищение и окончательное освобождение. Здесь средоточие созидательных сил, с которыми стремится соединиться каждый искатель Истины на Пути к освобождению из круга перерождений.

Автор иллюстрации: Rupam Raaj R.

Бог Рудра в Ведах

«По праву ты уничтожаешь здесь всё чудовищное. Ведь нет, о Рудра, никого сильнее тебя!»

«Ригведа», гимн II.33.10.

В «Ригведе» непосредственно к Рудре обращаются в нескольких гимнах. К Рудре единолично обращаются в гимне I.114, где ему во славу произносится речь для увеличения его сил.

Здесь его именуют «сильным, буйным и щедрым Рудрой, властелином миров», призывают на помощь отогнать болезни, отвести божественный гнев, даровать укрытие, щит и прибежище, также его называют «рыжим кабаном с заплетённой косой», «отцом марутов», держащим в руках целебные средства, и его, принявшего свирепый облик, просят отбросить его убивающее оружие и никому не причинять вреда, дать укрытие «двойной прочности».

В гимне II.33 к нему взывают как к Владыке этого огромного мира, самому блистательному, сильному из сильных, самому исцеляющему из целителей, пламенному, грозному, с золотыми украшениями, многоцветным ожерельем, вооружённому стрелами и луком, но при этом мягкосердечному бурому быку, сопровождаемому марутами, и просят дать целебные лекарства, благодаря которым можно прожить сто зим, прогнать прочь ненависть, нужду и болезни.

Гимн VII.46 представляет собой хвалебную песнь самовластному и неодолимому Рудре, обладателю тысячи целебных средств, наблюдающему за земным родом и за небесным, всегда с натянутым луком и быстрой стрелой, дабы не поражал он болезнью потомков и защищал всегда своими милостями. Есть гимны, адресованные совместно к Рудре и Соме.

Так, в гимне I.43 к нему обращаются как к самому лучшему и доброму из богов, его именуют прозорливцем, самым щедрым, сильнейшим, сверкающим, как яркое Солнце и золото, их (Рудру и Сому) вместе просят сотворить благо, дать его успокаивающее целебное средство.

В гимне VI.74 их именуют обладающим асурской силой, острым оружием, просят защищать и оберегать, а также принести семь сокровищ (целебные средства), которыми они одаривают каждый дом и рассеять в разные стороны болезнь, проникшую в дом, прогнать далеко гибель и тем самым освободить от петли Варуны.

В гимнах, посвящённых разным богам, встречается имя Рудры (I.122, I.129, V.51, V.52, VI.49, VII.35, X.126, X.136), которого наделяют также следующими эпитетами: щедрый, обладающий собственным блеском, хранящий от ограничений, пускающий искусные стрелы, Отец мироздания, могучий, высокий, нестареющий, очень благожелательный, Рудра-целитель, бог с косой, грозный, косматый аскет.

«Косматый несёт огонь, косматый несёт яд. Косматый несёт две половины Вселенной. Косматый делает так, чтобы мир увидел Солнце. Косматый зовётся светилом».

«Ригведа», гимн X. 136.1
Шива. Автор иллюстрации: Cristian Huerta

Имя Рудры в Ведах иногда выступает в качестве эпитета. Так, Агни именуют Рудрой в следующих гимнах «Ригведы»: II.1, IV.3, V.3, X.3. Примечательно, что Агни называют в Ведах именами основных богов ведийского пантеона: Индрой, Вишну, Брахманаспати, Варуной, Митрой, Аншой, Тваштаром, Рудрой, Пушаном, Савитаром, Бхагой. Поэтому, по всей видимости, имя Рудры выступает здесь как эпитет бога огня.

В гимне V.70 Митру-Варуну в паре называют двумя рудрами, защитниками и спасителями, обладателями удивительной силой духа и просят избавить от порчи.

Рудра упоминается в гимне «Самовосхваление Священной Речи — Вач», где богиня священной речи Вач в гимне (X. 125) выступает помощницей Рудры: она «натягивает лук для Рудры, дабы стрелой сразить ненавистиков священного слова». Этот же гимн есть и в «Атхарваведе» — IV.30.

Что касается «Атхарваведы», или Веды заговоров, то здесь имя Рудры в основном употребляется в том же контексте, что и в Веде гимнов, — Рудра — целитель. На Рудру рассчитывают, как правило, при лечении ран и в случае эпидемии.

Хотя он и предстаёт как разрушительная сила, ярости которого боятся все, отличающийся яростным нравом и убивающего людей своими отравленными стрелами, в то же время он является и врачевателем, обладающим особыми целительными средствами.

В гимне I.19 его просят «пронзить насквозь градом стрел недругов».

В IV.21 «На благополучие коров», в VII.79 «К коровам» и в VI. 59 «На защиту скота» в надежде взывают к богам, дабы миновала их стрела Рудры.

Совместно к Соме-Рудре обращаются в гимне V.6 и в VII.43, дабы избавили они, два благосклонных бога с острым оружием от трудности и даровали беЗсмертие, рассеяли болезнь, проникшую в дом. Считалось, что болезни вызывают демоны, нападающие на тело человека, сошедшего с праведного пути в жизни.

Поэтому Рудру просят о помощи в гимне VI.32 «Против демонов» и в VI.57 «Против болезни» молят о защите, которое даёт грозное лекарство Рудры — «джалаша» (‘целебное’).

Гимн VII.92 посвящён Рудре и Агни, с которым он отождествляется: «он в огне, он внутри вод, он вошел в травы и растения, он придал форму всем существам».

В гимне VI.93 «На помощь богов» Рудра — «коричневый Шарва, стрелок с тёмными кудрями».

Гимн IV.28 посвящён Бхаве и Шарве, которые в поздневедийской литературе являются именами Рудры (и в дальнейшем Шивы). «В их сторону направлено всё, что светит», они известны как «два лучших стрелка из носящих стрелы», «двое тысячеглазых убийц Вритры», «двое грозных, чьего смертельного оружия не избежит никто среди богов и людей».

Оружие Рудры. Лук Рудры

«Почитание, о Рудра, Твоему гневу, и стреле Твоей — почитание! Да будет почитание Твоему луку, двум рукам Твоим — почитание! Пусть та стрела Твоя, Твой лук и натянутая тетива станут благоприятными для нас, окажутся счастливыми».

«Шатарудрия»

Как мы видим, особое место в гимнах уделяется восхвалению лука Рудры. Самым главным оружием Рудры считается Пинака — лук Рудры. О нём упоминают не только древние Веды, воспевая ему гимны, но и тексты пуран. Одним из имён Рудры является Дханвин, то есть лучник, вооружённый луком и стрелами.

«Поклон тебе, Рудра, когда ты мечешь стрелы!

Поклон нацеленной стреле!

Поклон выпускаемой стреле!

Поклон попавшей стреле!»

«Атхарваведа», гимн VI.90

В «Махабхарате» (книга III, гл. 163) также рассказывается о даровании Рудрой Арджуне своего оружия, добытого некогда Рудрой с помощью тапаса, именуемого Брахмаширас, «удивительного, не имеющего себе равных, отражающего любое другое оружие и непобедимого, сокрушающего недругов, против которого не устоять никому, ни богам, ни данавам, ни ракшасам».

Битва на Курукшетре. Художник: Mukesh Singh

Рождение Рудры и рудр. Появление Рудры во Вселенной

Согласно «Брахма-пуране», Рудра был создан из ярости Брахмы. После семи сыновей Брахмы, которые были подобны Нараяне, Брахма создал Рудру из огня своей ярости, в котором пылали все три мира. Он вышел из бровей, изогнутых от гнева, и был подобен полуденному Солнцу, излучая ослепительное сияние.

Таким образом, описывается сотворение из качества ярости и гнева. Эта сила состояла из двух половин: одна представляла женскую природу, вторая — мужскую. Рудра разделил их на мужчину (Ману Сваямбхува) и женщину (Шатарупа), после чего снова разделил тело мужчины на одиннадцать частей. Так были явлены одиннадцать рудр.

«От ярости Брахмы родился Рудра».

«Деви-Бхагавата-пурана», Скандха 7.

Так гласит «Вишну-пурана» (книга I, гл. VIII) о рождении Рудры. В начале Кальпы Брахма создал сына, похожего на него самого, Рудру. Это был юноша с пурпурным цветом лица. Он громко кричал и неугомонно бегал из стороны в сторону, требуя дать ему имя. Брахма назвал его Рудрой, что означает «Плачущий».

Но он не прекратил плакать, и тогда Брахма дал ему ещё семь имён: Бхава, Шарва, Ишана, Пашупати, Бхима, Угра и Махадева. Так рудр стало восемь. Их формами были соответственно: Солнце, вода, земля, воздух, огонь, эфир, Брахман и Луна. Имена жён восьми рудр: Суверкала, Уша, Викеши, Сива, Сваха, Диша, Дикша и Рохини.

Их сыновьями были Шанайшчара, или Шани (Сатурн), Шукра (Венера), Мангала (Марс), Маноджава, Сканда, Сварга, Сант-Нана и Будха (Меркурий). Восемь рудр по сути представляют собой единое целое.

Появление Рудры как юноши, или Кумара, описывается так же в других пуранах, но с небольшими отличиями, например: в «Ваю-Пуране» он рождён изо лба Брахмы, в «Курма-пуране» он исходит из уст Брахмы.

В «Брихаддхарма-пуране» (гл. 28 «О Творении») Махарудра рождается из гнева Брахмы как ужасное, но при этом великолепное существо: у него было три глаза, цвет его лица был красно-синий, его волосы были длинные. У него был столь яростный облик, что казалось, что он поглотит весь мир.

Брахма заметил, что число его лиц менялось: то пять, то четыре, три, два или одно… Он яростно вращал глазами и беЗцельно бегал повсюду с криками: «Уничтожь». Тогда Брахма испугался своего творения и разделил его на одиннадцать частей, каждая из которых превратилась в грозного Рудру.

Так описывается рождение Рудры в «Шива-пуране». До создания Праджапати Брахма породил Санандану, Санаку, Санатану и Санаткумару. Эти кумары были мудрецами и не стремились к мирским удовольствиям, продолжать акт творения и созидать потомство они не были готовы.

Тогда Брахма разгневался так, что готов был уничтожить все три мира, и из этой ярости произошёл Рудра. Он был порождён соединением гун раджас и тамас.

Согласно «Бхагавад-гите» (3.37), описывается проявление принципа Рудры в сердце, где зарождается кродха (гнев), и потом он проявляется через различные органы чувств. Этот принцип Рудры несут в себе многие живые существа.

В «Шива-пуране» (р. 7.1 «Ваявья-самхита», гл. 14 «Проявление Рудры») рассказывается, каковы причины явления Рудры в конце каждой Кальпы. Он рождается с целью умиротворить Брахму и становится его сыном.

«Рудра — тот, чьи черты ужасающи и кто рождён как сын Брахмы, дарует ему мудрость и сотрудничает с ним в деятельности Творения».

А когда Брахма попросил его продолжить акт Творения, Рудра создал существ таких же, как он сам. У всех были спутанные волосы; они были свободны от страха и горя, имели синие шеи, три глаза и были беЗсмертны; у них было превосходное оружие — блестящие трезубцы. Они заполнили всю Вселенную. Так Рудра породил существ со свойственными ему качествами тамаса.

«Рудра-самхита» в главе 9 «Описание Шивататтвы» рассказывает, как Шива явил себя через Брахму в образе Рудры: он был явлен через третий глаз Брахмы и по отношению к гунам известен как Вайкхарика, то есть явленный как громкий грубый звук. Шива так рёк о Рудре:

«Его мощь никогда не будет уменьшаться, поскольку Он — собственная Моя часть и Мой Посланник. Я — это Он, а Он — это Я. В служении между Шивой и Рудрой нет различия».

Автор иллюстрации: Abhishek Singh

В «Брахманда-пуране» (Анушанга-пада, гл. 9) сказано, что Рудра является одним из Картри, то есть творцов мира, среди которых также Дхарма («поддерживающий»), Манас («дающий знание»), Ручи («дающий веру»), Акрити («наполняющий красотой»). Они суть причины существования всех живых существ.

Таковы различные версии происхождения Рудры. Он участвует в Творении, которое по сути является процессом уплотнения энергии и погружения в материю, проявляющейся в многоликом многообразии форм.

Этот акт Творения необходим с целью эволюции индивидуального сознания, за коим неизменно следует возвращение к Единому истоку. Его супруга Парвати — олицетворение Природы или материальной энергии Шакти, силы, поддерживающей наш мир.

Проявленная в своей грубой форме она как Пракрити позволяет прозреть её высшую суть. Ведь без погружения в материю сознание не обретает необходимый опыт для эволюции.

Качества и эпитеты Рудры в «Шри-рудрам» («Рудра-сукта»)

«Да будем обращаться к нему ради блага — к нему, Благосклонному, Первому целителю среди богов! Сделай этот мир свободным от зла и полным радости!»

«Шатарудрия».

В «Священной Шатарудрии», являющейся частью «Шатапатха6 Брахманы» (Канда IX, адхьяя I, брахман I), она же «Шри-Рудрам» или «Рудра-сукта» (Тайттирия-самхита «Кришна Яджурведы») в которой описана церемония из нескольких формул, различных частей жертвоприношений Рудре, сопровождаемых соответствующими формулами, обращёнными к различным формам Рудры и его спутников, с целью умиротворения их гнева, Рудру наделяют такими эпитетами, как: Благой обитатель гор, Податель блага, Видимый Всеми, Возничий мировой колесницы, Создатель мира, утвердивший его границы, Хранитель дома, Ведущий к высшей цели, Обитающий во дворцах и хлевах для скота, Долгоживущий и Неуничтожимый, Различающий добро и зло в деяниях каждого, Искореняющий грехи, Имеющий одновременно и ужасный и благой образ.

Полный текст гимна. Именно в Шатарудрии впервые встречаются такие известные мантры Шиве, как «ОМ НАМАХ ШИВАЯ» (Намакам 8.1), «ОМ НАМО БХАГАВАТЕ РУДРАЯ» (Намакам 12.6), «Триямбакам», или «Махамритьюнджая-мантра» (Намакам 12.1).

Здесь Рудра описывается находящимся в различных вещах, будь то оружие, колесницы или предметы быта. «Шатарудрия», перечисляя как благие, так и гневные проявления Рудры, подводит к пониманию Единого Бога, который являет себя в беЗчисленном многообразии ликов и форм.

Перечислим группы эпитетов из «Шатарудрии», характеризующих его главные качества и аспекты.

Защитник-воин: Обладатель меча, лука и стрел, Предводитель воинств, издающий боевой клич и заставляющий рыдать врагов, окружающий их полностью и перекрывающий все пути к отступлению, разящий их со всех сторон, Имеющий сто луков и сто колчанов, осыпающий градом стрел, Управляющий быстрой колесницей, облачённый в кольчугу, шлем и панцирь.

В качестве властителя предстающий: Повелитель всех созданий, Всеподдерживающий, Повелитель сторон света, Владыка мира, Податель благ обоих миров, Питающий благом всех, Повелитель благородных, Предводитель купцов, Владыка странников, Великий, Мощный и Превосходный, Высший Бог над всеми богами и демонами.

Автор иллюстрации: Abhishek Singh

Хранитель и защитник природы: Владыка скота, Повелитель и создатель деревьев, полей, лесов и всего произрастающего, Пребывающий в бурных водопадах и спокойных водах, болотистых местах и озёрах, ямах и родниках, белых облаках, дождях.

Пребывающий во всём сущем: Обитающий в глубинной сути бытия, в мельчайших невидимых и видимых частицах, Пребывающий в форме звука, эха, тот, чей священный звук — ОМ. Пребывающий в огне, воде, земле и воздухе.

Как целительная сила: Источник всех целительных средств в мире, Первый целитель среди богов.

Разрушительная сила, проявленная в разных аспектах: Разрушитель Сансары, Разрушитель страданий, Разрушитель всех недугов.

Внешние характеристики: Синешеий, Тысячеокий, Трёхокий, Благоухающий, Спутанноволосый, Красный, Темноволосый (неседеющий и всегда юный), Златорукий, Носящий распущенные волосы.

11 Рудр. Формы Шивы

В писаниях сказано, что Рудра вышел из «нахмуренных бровей Брахмы» и был разделён на 11 малых рудр, которые вместе именуются как «Экадаша-рудры». В «Брахманда-пуране» Рудры считаются обладающими огромной внутренней силой, они поддерживают миры и держат свои луки всегда наготове.

Все они имеют синие шеи, три глаза и сплетённые в косы волосы. Лишённые страстей, всезнающие, правдивые и сострадательные ко всем. Их также относят к ганам (войска, проявляющиеся объединёнными группами существ). Они служат под командованием Ганеши. Девять таких групп упоминаются в пуранах, среди них упоминаются и рудры.

«Брихадараньяка-упанишада» описывает 11 рудр как 10 пран, или жизненных дыханий, а 11-ым является манас: «у них спутанные волосы, и они вооружены трезубцами. Их одиннадцать, и они живут в одиннадцати обителях».

В «Бхагавата-пуране» (III.12.12) сказано, что у Рудры есть ещё одиннадцать имён (по сути это и есть имена рудр): Манью, Ману, Махинаса, Махан, Шива, Ритадхваджа, Уграрета, Бхава, Кала, Вамадева и Дхритаврата. Имена их жён: Дхи, Дхрити, Расалома, Нийут, Сарпи, Ила, Амбика, Иравати, Свадха, Дикша, Рудрани; они находятся в: сердце, чувствах, дыхании, эфире, воздухе, огне, воде, земле, Солнце, Луне и тапасе.

«Брахманда-пурана» (Уподгхата-пада, гл. 3) гласит, что одиннадцать рудр — владыки трёх миров — родились от Сурабхи благодаря её суровой аскезе как сыновья Кашьяпы по милости Махадевы. Их имена: Ангарака, Сарпа, Ниррити, Садасаспати, Аджайкапат, Ахирбуднья, Джвара, Бхувана, Ишвара, Мритью и Капалин.

Также, согласно «Ваю-пуране» и «Брахма-пуране», они являются детьми Кашьяпы от Сурабхи. В «Бхагавата-пуране» они предстают как потомки Бхуты и Сарупы. «Матсья-пурана» и «Падма-пурана» называет их потомками Сурабхи от Брахмы.

В «Рамаяне» Валмики (Арания Кана, Сарга 14) упоминаются рудры среди 33 детей Праджапати Кашьяпы от его жены Адити: Адитьи, Васу, Рудры и Ашвины.

«Маркандея-пурана» (гл. 52 «Создание и имена рудр») рассказывает о сотворении Рудры в его восьми формах и упоминает их имена. Первая форма самого Рудры, стальные семь были рождены после. Рудры здесь считаются сыновьями Брахмы, их имена: Бхава, Сарва, Ишана, Пашупати, Бхима, Угра и Махадева.

Большинство из имён рудр употребляются как имена Шивы и они немного отличаются в разных пуранах. «Ваю-пурана» (глава XV) называет одиннадцать известных рудр владыками трёх миров, их имена: Хара, Бахурупа, Триямбака, Апараджита, Вришакапи, Шамбху, Капарддин, Райвата, Мригавьядха, Шарва и Капалин. Но при этом упоминает, что также есть сотни имён неизмеримо могущественных рудр.

В «Махабхарате» (книга I, гл. 60) одиннадцать рудр являются сыновьями Стхану (Рудры), и они «одарённые высочайшим умом». Их имена: Мригавьядха, Шарва и достославный Ниррити, Аджайкапад, Ахирбудхнья, Пинакин (укротитель врагов), Дахана, Ишвара, Капалин (исполненный величия), Стхану (стойкий) и великий Бхава.

Ранее было рассказано, как Рудра разделился на мужскую и женскую части. «Вишну-пурана», (часть I, гл. 7) повествует, что из женской части появились одиннадцать Рудрани: Дхи, Вритти, Ушана, Ум, Нийута, Сарпис, Ила, Амбика, Иравати, Судха и Дикша. Одиннадцать рудрани стали супругами одиннадцати рудр.

«Лалита Махатмья» (гл. 33, т. 88–96) гласит, что рудры многочисленны: их тысячи и на земле, и на небе. Описываются рудры как великолепные существа, благородные, милостивые и доблестные, пищей которых являются стрелы и чьё жизненное дыхание — стрелы. Их глаза желтовато-коричневые, горло синее, цвет лица красный. На голове у них капарды. «Они поклоняются Махарудре великого процветания с ликом, пылающим яростью».

Здесь же (в главе 34) описывается чакра из шестнадцати Аваран с Махарудрой (Рудра как верховное божество) в центре, как управляющим божеством, который всегда начеку, и лук его всегда натянут. Его окружают три главных рудры: Хираньябаху, Сенани и Дишам Пати.

Имена остальных окружающих его рудр, которые являются эпитетами Махарудры и перечислены в «Шатарудрии», приведены в 16 внешних покровах чакры. Всего Махарудре служат тысячи рудр, находящихся в этих шестнадцати внешних оболочках. Все эти рудры обладают великой силой.

Так рудр описывает «Брахма-пурана» (глава 37): «у них спутанные волосы, и они вооружены трезубцами, их всего одиннадцать и они живут в одиннадцати обителях».

Автор иллюстрации: Rupam Raaj R.

Рудры суть жизненные дыхания в «Шива-пуране» (Ваявья-самхита, гл. 12), а Рудра назван Повелителем жизненных дыханий.

«Почтение Рудре, с блеском Солнца; Бхаве в форме воды; Шарве в форме земли, Нандину-быку; Ише, Васу в форме прикосновения, Пашу, богу огня великого блеска, Бхиме в форме эфира, звука, тонкого элемента, Угре ужасных черт в форме жертвоприношения, Махадеве с Умой и луной. Поклон повелителю восьми форм».

«Шива-пурана» (Шатарудра-самхита, гл. 18) повествует, как дэвы, преследуемые дайтьями, пришли к Кашьяпе с просьбой спасти их от беды. Тогда Кашьяпа обратился к Шиве, который родился от Сурабхи, приняв одиннадцать форм: Капалин, Пингала, Бхима, Вирупакша, Вилохита, Шастра, Аджапад, Ахирбуднья, Шива, Чанда и Бхава.

Здесь говорится, что 11 рудр были рождены для помощи богам. Эти славные герои одолели дайтьев. Они находятся повсюду во всех трёх мирах.

«Даже сегодня великие Рудры, тождественные Шиве, всегда сияют в небе для защиты богов».

«Сканда-пурана» (Тиртха-махатмья, гл. 276) рассказывает об 11 рудрах, рождённых для блага мудрецов. Они защитники от болезней и от зла. Эти 11 форм принял Рудра и явился одновременно перед подвижниками, каждый увидел его в той форме, в которой представлял.

Здесь же (гл. 277) перечисляются имена 11 рудр: Мригавйадха, Шарва, Ниндита, Махаяша, Аджайкапада, Ахирбудхья, Пинакин, Парантапа, Дахана, Ишвара, Капалин.

В «Сканда-пуране» (I. 14) главными среди рудр, или их предводителями, считаются Аджайкапат и Ахирбуднья.

Однако в некоторых текстах их наделяют отрицательными чертами. Так, в «Брихаддхарма-пуране» (гл. 31) Дакша объясняет причины ненависти к Шиве тем, что он не может думать о нём как о высшем боге, поскольку однажды гнев Брахмы породил одиннадцать рудр, которые пытались уничтожить Творение, и тогда ему пришлось взять на себя ответственность за них по просьбе Брахмы. С тех пор они служат ему. А Шива принадлежит к тому же классу, что и эти рудры.

В «Брахманда-пуране» (Анушанга-пада, гл. 9) повествуется о создании «потомства» Рудрой по воле Брахмы. Он создал рудр, которые были его духовными сыновьями и были равны ему во всём.

«Он создал тысячи таких детей. Все они были подобны Отцу: по форме, блеску, силе и мудрости. У всех были колчаны и спутанные волосы. Они были тёмно-сине-красного цвета. Некоторые сидели в колесницах и были облачены в кольчуги и доспехи. У них были сотни и тысячи рук. Они могли пройти сквозь твердь, землю и небо; у них были большие головы, восемь клыков, два языка и три глаза».

Дживы — рудры

В «Йога Васиштхе» (книга VI, гл. LXIV) дана интересная интерпретация природы рудр как сыновей Рудры. Они являются частями Рудры, они всегда с ним и в то же время странствуют по всему свету. Рудры являются формами сознания, незамутнённого туманом заблуждения, и им знакома истинная природа всех вещей в мире и тайны всех сердец.

Автор иллюстрации: Amit Nitore

«Все их мысли и взгляды были сосредоточены только на Рудре, потому что те, кто пробуждён к духовному знанию, имеют взгляд, направленный на окончательное освобождение, в то время как непросветлённые смертные подвергаются повторным рождениям, или повторением их желаний (родиться в той или иной форме)».

Рудры — дети Рудры, которые имеют те же характерные черты, что и их Отец. Он Нилкантха, и они синегорлые, он Триямбака, и они имеют три глаза, он Пинаки, и они вооружены луками, он Капарди, и они имеют спутанные волосы, сплетённые спиралью на голове, и т. д. Также и каждая живая душа, будучи едина с Божественным, имеет ту же природу.

Она имеет своё «расширение» в начале жизни и «сжатие» в конце, как Божественная душа имеет свою эволюцию и инволюцию; то есть Божественная душа является Душой душ или совокупностью всех душ. Бог воплощается в многочисленных формах, коими является каждое живое существо, в котором сияет частица Божественного Духа.

Сыновья Рудры в Ведах

«Бодрых, очищающих, победоносных, очень подвижных Сыновей Рудры мы воспеваем, призывая».

«Ригведа», гимн I.64.12.

Рудры — сыновья Рудры, иногда отождествляемые с марутами, как видно из текстов Вед. Марутами в Ведах считаются боги бури и ветра, союзники Индры. Они являются сыновьями Рудры и именуются «рудрами». Маруты проявляются молниями, как громовыми стрелами, в небесах. Сыновья рудры предстают не просто как боги бурь и ветров, но и как жизненные дыхания (праны), они суть дыхание жизни всех живых существ.

«Ригведа» в многочисленных гимнах обращается к божествам марутам как к рудрам, отцом которых является Рудра. Они обладают всеми качествами Рудры, которые перечислены в гимнах I.37, I.38, I.39, I.64, I.85, I.166, II.34, III.26, V.42, V.54, V.57, V.58, V.59, V.60, V.87, VI.66, VII.56, VII.58, VIII.7, VIII.20, X.48), в частности:

  • ревущие, буйные и неистовые сыны Рудры, извергающие пламенный грохот, громко рычащие, словно львы, гремящие, чья сила духа в рёве.
  • блистающие собственным сиянием, обладающие ярким обликом, который они обретают в пути, очищающие, ясные, будто Солнце, сверкающие и ярко пылающие, быстрые и оживлённые, как огни. Когда Рудра породил их, они ярко сияли, словно капли дождя из грозовой тучи.
  • сотрясатели твердынь, неба и земли, пред гневом которых оседают скалы и горы и дрожит от страха Земля, сотрясающие даже несотрясаемое, грозные, пред которыми клонятся деревья и трепещет Земля.
  • мужественные воины, обладающие могуществом и мощной силой, не поддающиеся натиску, несущие устрашающие врага знамёна, блистающие златыми доспехами, яростные, как змеи, грозные своей мощью стрелки из лука. Их просят наделить отвагой, неодолимой с битвах, и защитить в сражениях с врагом. Лучшие воины, ярко сверкающие копьями, свершающие мужественные деяния, обладающие дерзкой силой, страшные, как звери.
  • не устающие в пути, умелые рудры, сквозь пространства рвущиеся вперёд, мощно звучащие в пути, сопровождающие на златых колесницах Индру, восседающие на колесницах, влекомых пёстрыми антилопами.
  • вложившие собственные силы в Мать-кормилицу Землю, дабы ширилась она и крепла, щедродающие, очень щедрые.
  • даже в безветрии в пустыне создающие дождь, создатели ветра и молнии, заливающие землю водой.
  • юные сыны Рудры, везущие на своей златой колеснице прекрасную Родаси, родители коих юный искусный Рудра и мать Пришни.
  • достигшие величия и установившие себе в небесах великий трон Рудры, высоковозросшие, многократно возросшие силой.

Также они великолепные, непревзойдённые, беЗпорочные асуры, всеведующие, свершители прекрасных деяний, не терпящие обмана, освободители коров, творцы двух миров, придающие им крепость.

В гимне VIII.20 славят грозный пыл сыновей Рудры — порывистых Марутов, асуров, мужей неба. В гимне X.48 к ним призывают, именуя Рудриями (Rudriyanam) и почитают как богов, даровавших силы, приносящие счастье, непобедимость.

В Веде гимнов не только маруты именуются рудрами, но также и Ашвины. Таким образом, им придаётся значение силы: в гимне I.158 они «два добрых Рудры, многомудрых и возрастающих в силе».

А в гимне V.73 имя «рудры» применяется в значении поддержки и подкрепления: «хорошо пропитанный мёдом кнут сопровождает вас, любящие мёд рудры, когда вы пересекаете море».

К ним же взывают, именуя рудрами в значении «несущих радость и благо», в гимне V.75 с просьбой привезти награду и сокровища в златой колеснице. Ашвинов именуют рудрами в гимнах VIII.26 и X.39, также обращаясь как к «ездящим по дорогам Рудры» и «перевозящим через проявления ненависти».

Рудры воспеваются в «Шатарудрии» как тысячи тысяч рудр, обитающих на поверхности Земли, в воздушном пространстве, на небесах, которым пищу приносит ветер, обитающих в нашем мире, великом океане бытия: в воздушном пространстве между небом и землей.

Они обладают теми же характерными особенностями, что и их отец: синегорлые, белотелые, губители, обитатели земли и низших сфер, божественных миров, живущих в деревьях и растущих травах, красноцветные, высшие повелители, безволосые и спутанноволосые, пребывающие в пище и в питье, поглощаемых людьми, наполнившие все стороны света.

Рудра — Шива в разрушительном аспекте Тримурти

Лайя, или поглощение, является одной из функций Рудры. Как описывает «Рудра-самхита» (гл. 10), один год Вишну — это всего лишь один день Рудры. По прошествии ста лет Рудра принимает образ Нары, то есть высшего Человека, или Пуруши, пребывая в этом состоянии столько времени, сколько удерживает вдох Садашива. Когда он выдыхает, Рудра погружается в Шакти.

«Рудра — причина Махапралайи — Великого растворения. Он растворяющий в себе три мира».

«Рудра-самхита», глава 9.

«Маркандея-пурана» (песнь XLVI) описывает, как всё было разрушено Временем в конце распада Вселенной:

«Когда вся эта Вселенная растворяется в Природе, мудрые называют это растворение «естественным». Когда Неощутимое пребывает в самом себе и когда всякое изменение приостановлено, Природа и Душа существуют с одинаковостью характера. Тогда и тьма, и добро существуют в равновесии, не будучи ни в избытке, ни в недостатке, и пронизаны друг другом. Подобно тому, как масло содержится в семенах кунжута или как топлёное масло в молоке, так и страсть существует, пронизывая тьму и добро».

По сути, всё происходит по воле Бога Всевышнего, который как Брахма творит мир, как Рудра разрушает его, как Вишну — сохраняет. Творение порождается преобладающим качеством раджаса, сохранение мира — в благости, или саттве, а с преобладанием во Вселенной тамаса Бог становится Рудрой и растворяет все три мира.

Об этом же повествуется в «Шива-пуране», где Шива представлен как Абсолют, который являет себя не только в форме Рудры, но и в форме Брахмы и Вишну («Рудра-самхита», гл. 9). Воистину, все они не разделены ни на мгновение и составляют одно целое. Ибо нельзя разделить неделимое, которое суть Единство есть. Почитая одного из них, почитаем всех трёх. Бог один, какими именами его не величай.

«Всякий раз, когда Кальпа подходит к концу, Рудра уничтожает мир. Именно после того, как он снова становится Калой, Рудра, душа Юг, уничтожает всё сущее».

«Брахманда-пурана» (глава III, часть 2, текст 109).

В конце времён Солнце-Рудра принимает форму Самвартакадитьи (эта форма окончательного уничтожения мира) и сжигает три мира. Наступает период Махапралайи.

Глава 6 «Рудра-самхиты» в описании природы Великого растворения повествует о том, как в это время весь мир погружается во тьму кромешную. Все формы, элементы, гуны, качества растворяются.

Рудракша — «слеза Рудры»

С именем Рудры связано название семян, или косточек, из плодов дерева из рода Рудракша (санскр. रूद्राक्ष, rūdrākṣa), переводится как ‘слеза Рудры’, или ‘глаз Рудры’. Их ещё называют «зёрна просветления». Почему они были названы именем Рудры?

Согласно легендам, эти семена имеют происхождение от слёз Рудры, которые появляются в результате его глубинной медитации об освобождении от страданий этого мира. Поэтому считается, что семена рудракши были даны людям в помощь на пути обретения здоровья, знания и мудрости.

Шива. Автор иллюстрации: Сергей Пидгайко

«Деви-Бхагавата-пурана» (книга 11, гл. 6) повествует о ценности малы (чёток) из рудракши как дающей высокие заслуги. Плоды суровых аскез, чтения всех Вед, огромная практика в обучении равны плодам от простого держания и ношения чёток из рудракши. Они способствуют избавлению от ограниченного восприятия бытия.

«Как Вишну — лучший из всех Пуруш, Ганга — превосходная среди всех рек, Кашьяпа — лучший среди Муни, Уччайшравас — среди лошадей, Махадева — среди Дэвов, так и чётки Рудракшама — лучшие из всех чёток».

Самыми распространёнными считаются 5-ликие рудракши, но существуют также семена с количеством ликов, достигающих 21. Согласно «Шива-пуране» (I.25), самой лучшей считается 11-ликая рудракша, обладающая силой 11 рудр: «Рудракша с одиннадцатью лицами (Трайодашамукха) — это суть Рудра. Нося её, человек становится победителем повсюду».

Мудра Рудры

Именем Рудры также названа одна из самых эффективных для восстановления благоприятного состояния здоровья мудра — Рудра-мудра. Рудра является управителем Манипура-чакры, активизации которой способствует эта мудра, воздействуя на огненную стихию в организме.

Поэтому мудра, «спасающая жизнь», «излечивающая от многих недугов», названа в честь Рудры. В ней заложена целительная очищающая сила, которую Рудра дарует во благо избавления от хвори. Выполняется Рудра-мудра следующим образом: на обеих руках соединяем подушечки большого, указательного и безымянного пальцев, при этом средний палец и мизинец остаются прямыми.

Можно делать по несколько раз в день в течение 5 минут. Считается, что жест Рудры способствует восстановлению внутренних сил.

Натарадж. Автор иллюстрации: Shubham Davande

Мантра Рудры

Воспевать имя Рудры и славить его могущественную силу можно благодаря особым мантрам, посвящённым этому богу. Рудра-мантра, или Рудра-гаятри мантра, — одна из них и представляет собой вариацию традиционной Гаятри-мантры из «Ригведы» (III.62.10).

ॐ तत्पुरुषाय विद्महे ।
महादेवाय धीमहि ।
तन्नो रुद्रः प्रचोदयात् ॥

Oṃ Tatpuruṣāya Vidmahe
Mahādevāya Dhīmahi
Tannoḥ Rudraḥ Pracodayāt

Ом Татпурушая Видмахе
Махадевая Дхимахи
Танно Рудрах Прачодайат

Да придём мы к постижению Высшего Духа!
Созерцая во всём проявления Высшего Бога.
Бог Рудра да направит нас к постижению Истины!

P. S. Рудра представляет разрушительное начало, и в то же время являет в себе созидательную силу. Рождение нового может произойти в случае, если старое было разрушено. Без этой поглощающей жизнь силы не начнётся новый цикл Творения Вселенной.

Но время никогда не останавливается, и Рудра-Кала как повелитель времени поддерживает его в постоянном коловращении. Он являет в себе грозную силу разрушения невежества, через страдания очищающую сознание от ложного самоотождествления и тем самым избавляя от страданий этого мира.

Поэтому Рудра предстаёт и как благой целитель душ. По сути, он способствует эволюции индивидуального сознания, и управляет этими процессами, созидая, защищая, порождая страдания и избавляя от них, пробуждая сознание и уничтожая невежество.

Через него явлена не просто яростная и разрушительная, но трансформирующая и преобразующая сила, возвращающая к Истоку.

Ом