Измени себя — изменится Мир вокруг

Кали - богиня Времени и Перемен

О грозная богиня, прославленная как Мать Мира! Прекрасна ты, о Луна на локонах Шивы! Благословенна ты, о Изначальная Энергия И источник всех существ!»

Маха-Кали-Чалиса1

Кали (санскр. काली, Kālī — ‘тёмная; время’) — богиня, почитаемая как неумолимая сила времени, супруга Шивы. Самая могущественная форма Шакти, ярая и гневная, представляющая собой разрушительное проявление космической энергии. Она свирепый аспект богини Дурги (Парвати). Воплощение страха, в то время как сама она вне его. В ведических писаниях имя «Кали» упоминается как один из семи языков пламени Агни, являющегося огнём трансформации материи в энергию.

Кали — это богиня-Мать, заботливая и оберегающая чад своих от злых сил. Уничтожающая демонов и все появления зла. Дарующая освобождение из цикла перерождений. Защитница богов. Во многих источниках Кали восхваляется как высшая реальность или величайшая из всех божеств. Она олицетворение космических сил, проявление кинетической энергии Творения, созидательная сила, приводящая в движение Мироздание, дающая начало Творению, и в то же время разрушительная сила, ведущая к концу мира.

Кали — богиня Времени, ипостась цикличности бытия и процесса смены эпох и миров, жизни и смерти. Она несёт возрождение через смерть и гибель старых форм. Кали — проявление аспекта Времени Матери-Природы. Она суть энергия трансформации, изменения и преобразования. Кали является преобразующей силой, но сама при этом всегда остаётся неизменной.

Кали — разрушительная сила для Эго, ужасающая и сокрушающая эгоистичные тенденции и невежество. Она избавляет от иллюзий. Её суть не насилие, как можно ошибочно трактовать по изображениям и описаниям богини, но истинная благодать Матери-Природы.

Кали — сила, поглощающая ранее ею же созданное, проявляясь как Время и растворяясь в тёмном хаосе неупорядоченности, Пустоте или изначальной энергии. Она вбирает в себя всё сущее в конце времён. Её одеяние — пространство.

Образ Махакали. Автор картины: V. V. Sapar

Имя Кали — этимология

Имя Кали (काली, kālī) на санскрите является женской формой от существительного мужского рода Кала (санскр. काल, kāla) — ‘время, судьба’, и являет собой природу Времени, его суть и полноту. Поскольку Кала — эпитет Шивы, означающий «вечное Время», то и имя его супруги Кали тоже означает «Время» или «смерть» (в том смысле, что время неизбежно приводит жизнь к концу). Имя Кали означает, что она является богиней Времени и Перемен.

Kālī также происходит от kāla (санскр. काल — ‘чёрный, тёмный, тёмно-синий ‘). Имя Кали в значении «Чёрная» указывает на изначальную тьму (а не противоположность свету). Чёрный цвет, как известно, не отражает белый свет, он его поглощает, и, следовательно, чёрный не излучает энергии, а вбирает их в себя. Как и «Чёрная» Кали поглощает энергии. Поэтому в данном значении её имя означает ‘всеохватность, полноту’.

Также среди значений имени на санскрите присутствуют следующие варианты переводов: ‘поражение, невезение, грех, страдание, ссора, раздор’.

Интересно отметить, что тождественные друг другу корневые основы древнего праязыка «кал» и «кол» содержат один смысл — коло, круг или колесо Времени. Колесо Калы символизирует вечное возвращение к Истоку. Колесо также является древнейшим символом Солнца, которое почитали наши предки.

Имена богини Кали

Богиню Кали также величают Каларатри (санскр. कालरात्रि, Kālarātri — ‘черная ночь’), Калика (санскр. कालिका, Kālikā — ‘временная, продолжающаяся в течение времени’), Шьяма (санскр. श्याम, śyāma — ‘чёрного цвета, чёрный’), Кришна (санскр. कृष्णा, kṛṣṇā — ‘чёрная’) или Кришнаматра (санскр. कृष्णमात्रे, kṛṣṇamātre — ‘Мать изначальной Тьмы’). Она же Каралика (санскр. करालिका, karālikā — ‘наводящая ужас’), Караласья (санскр. करालास्या, karālāsyā — ‘обладающая ужасающим ликом’), Камахартри (санскр. कामहर्त्रइ, kāmahartri — ‘разрушающая желания’). Она также Картри (санскр. कर्त्रइ, kartri — ‘творящая, созидающая, действующая сила’), Критья (санскр. कृत्या, kṛtyā — ‘являющаяся самим действием’), Карьякари (санскр. कार्यकरइ, kāryakari — ‘сила действия, пребывающая в каждом действии’). Она Какини (санскр. काकिनइ, kākini — ‘богиня четвёртой юги’). Все 108 имён Кали богини, представленные в Kali Ashtottarashata Nama, можно найти здесь.

Формы Кали

Кали является одной из 10 форм, или манифестаций, Махадэви, которые именуются санскритским термином «Дашамахавидья» (санскр. दशमहाविद्या, daśamahāvidyā), буквально означающим ‘Десять великих знаний’. Эта группа из десяти тантрических богинь, каждая из которых является отдельным аспектом Богини-Матери. Согласно «Шива-пуране», Кали является одной из девяти форм Дурги («Навадурга»).

В различных традициях Кали имеет 8, 12 или 21 форму, наиболее известными среди которых считаются: Адья-Кали, Чинтамани-Кали, Спаршамани-Кали, Сантати-Кали, Сиддхи-Кали, Дакшина-Кали, Бхадра-Кали, Смашана-Кали, Адхарванабхадра-Кали, Камакала-Кали, Гухья-Кали, Хамса-Кали и Каласанкаршини-Кали. «Махакала-самхита» упоминает 9 форм Кали, среди которых: Дакшина-Кали, Шмашана-Кали, Бхадра-Кали, Гухья-Кали, Кала-Кали, Камакала-Кали, Дхана-Кали, Сиддха-Кали и Чандика-Кали. Её также почитают в форме Великой Матери Маха-Кали. Рассмотрим самые популярные формы, особо почитаемые в Бенгалии, где культ богини Кали наиболее распространён.

  • Адья-Кали — дословно ‘Изначальная Кали’, или Высшая сила Шакти всего сущего.
  • Дакшинакали — наиболее мягкая форма Кали, особо почитаемая в Индии, одаривающая доброй материнской заботой и защитой от несчастий. «Дакшина» означает ‘дар’, преподносимый гуру за знания или священнослужителю перед выполнением ритуала и обряда, также «дакшина» — это ‘юг’ (сторона света, управляемая богом Ямой, который, согласно легенде, когда услышал имя Кали, в ужасе убежал), поэтому значение имени Дакшинакали — ‘благословляющая Кали’ и ‘дарующая блага Кали’, а также ‘Могущественная Кали, побеждающая смерть’.
  • Самхара-Кали, или Вама-Кали, — самая ужасающая и могущественная форма Кали, предстающая как олицетворение смерти и разрушения, но также и как дающая освобождение.
  • Ракша-Кали — форма Кали, которой поклоняются для защиты от эпидемий и засухи.
  • Бхадра-Кали — ‘Пожирающая пламя’, свирепая и ужасная, но несущая благо форма Кали, поскольку выступает как защитница добра.
  • Гухья-Кали — олицетворение вечной мудрости Кали. Устрашающая форма богини.
  • Сиддхи-Кали — прекрасная форма богини, несущая духовные блага и наполняющая жизненными силами.
  • Чандика-Кали — воплощение Истины и духовной мудрости, растворяющая преграды на Пути.

Кали — Махакали

«Великая Богиня — это энергия мира, а также его воля, и она всегда активна, как сила, приведённая в движение; она пребывает в мире в соответствии с его природой».


«Йога Васиштха»

Махакали (санскр. हाकाली, Mahākālī — ‘Великая Кали’) — высшая форма Брахмана и одна из трёх основных форм Богини-Матери, Маха-Дэви, две другие формы которой: Махалакшми и Махасарасвати. Она является мощным космическим аспектом и представляет собой гуну Тамас. В форме Махакали Великая богиня представляет аспект цикличности бытия и поддерживает космический порядок. Махакали изображают с десятью головами и руками. В каждой из её десяти рук находится атрибут одного из дэвов, олицетворяющий его силу. Здесь подразумевается, что Махакали отвечает за все те силы, которыми являются эти божества, то есть Махакали содержит в себе все силы Мироздания.

Всё было создано из изначальной тьмы, и тёмный облик Кали олицетворяет эту тьму, которая породила весь мир. Маха-Кали также почитают как хранительницу природы, любящую и добрую богиню-Мать. Миллионы людей почитают её в этом аспекте — как Кали Ма, то есть Верховная Мать Кали.

Изображение и символизм богини Кали

«Богиня Кали танцует вокруг, вооружена топором и другим грозным оружием, одета в венки из цветов». «Её изображают с пламенем на голове и с сухим и иссохшим телом — как символ её иссушающей (разрушающей) ярости».


«Йога Васиштха» (книга VII, глава LXXXIV)

Существует множество разнообразных изображений различных форм Кали. Наиболее распространёнными являются формы Кали либо с четырьмя, либо с десятью руками. В этих формах она предстаёт как чёрная цветом, но чаще всего изображается синей. Её глаза красные от ярости и гнева. Её волосы растрёпаны, изо рта высунут красный язык. Кали также часто изображают с поясом из человеческих рук и с гирляндой из человеческих голов. Её сопровождают змеи и шакалы, пьющие кровь из головы демона Рактабиджи, которую Кали держит в своей руке. Для классических изображений богини Кали характерны общие черты: в одной из рук она держит меч в форме серпа, в другой трезубец, в третьей отрубленную голову демона и в четвёртой чашу.

С десятью руками она предстаёт в форме Махакали, в которых в разных вариациях изображений она держит: саблю, меч, трезубец, голову демона, чашу, раковину, лук, стрелу, сударшана-чакру, чашу с огненным пламенем, жезл, меч, аркан. У неё десять ликов и по три глаза на каждой голове.

«Калика-пурана» описывает Кали как обладающую тёмным цветом лица, восседающую верхом на льве, с четырьмя руками, в которых она держит меч и синие лотосы. Она сияет красотой и вечной молодостью.

Меч символизирует божественное знание, которое разрубает оковы невежества и отсекает путы эгоизма. Голова демона олицетворяет Эго, которое должно быть повергнуто истинным знанием. Красный цвет её языка, подобно алому гибискусу2, символизирует динамическую Природу Жизни, гуну раджас, действие, движение, активность. Гирлянда из черепов демонов, одолённых ею в битве, в которой она выступает как сила праведного гнева, уничтожающая зло, является, по одной из версий, образным указанием на 50 букв санскритского алфавита, которые символизируют многоликую проявленную Вселенную, где звук и речь олицетворяют материальную форму, дуальность восприятия. Они составляют Вселенную, которую Кали вбирает в себя в конце времён, растворяя их, и Творение исчезает в ней.

Ещё одна версия предполагает, что головы символизируют перевоплощения, через которые проходит Дух (Сознание). Пояс из рук образно указывает на наличие у каждого человека множества привязанностей к миру форм или кармических следствий каждой его жизни. Три глаза могут означать время: прошлое, настоящее и будущее; но также могут являться символичным указанием на то, что Кали управляет Временем во всех трёх циклах бытия: Творение, Сохранение и Разрушение.

На некоторых изображениях одна рука Кали сложена в жесте беЗстрашия (абхая-мудра), а другая в благословляющем жесте (варада-мудра). Эти жесты означают, что богиня Кали всегда защитит и избавит от страха, благословляя на победу над своим обусловленным восприятием.

Кали: происхождение и легенды

В писаниях существуют разные легенды, описывающие появление богини Кали. Согласно одной из них, Кали выходит из Вишну, являя свой грозный образ для сил зла и защиту для светлых сил Мироздания. В другой легенде она появляется изо лба богини Дурги, явившись как сила, призванная сокрушить демонические проявления. Здесь она олицетворяет гнев Дурги, её воплощенную ярость. Демоны, которых убивает Кали, символизируют последствия ложного самоотождествления, привязанностей, иллюзорного восприятия и таких проявлений ложного Эго, как тщеславие, гордыня, жадность, корысть, зависть и т. п.

Кали в образе Йога-Нидры, защитная сила Вишну

Первое упоминание о богине Кали — в «Деви-Махатмья». Здесь она предстаёт как Махакали, появляющаяся из тела спящего Вишну в образе богини Йога-Нидры, с целью разбудить его и даровать защиту миру от двух демонов: Мадху (олицетворение лести, обольщения и притворства) и Кайтабхи (образ коварства, хитрости и лукавства). По пробуждении Вишну вступил в битву с двумя демонами, но не смог одолеть их, тогда Кали, приняв форму Маха-Майи, очаровала их, благодаря чему на этот раз Вишну легко далась победа над этими двумя проявлениями демонических сил.

Кали — рождённая гневом Дурги

В «Дэви-Махатмья» («Маркандея-пурана», песнь LXXXVII) рассказывается, как два демона Чанда (проявление злобности) и Мунда (олицетворение тупости) нападают на богиню Дургу, которая в гневе принимает форму Кали: её лицо становится тёмного цвета, и богиня Кали выходит из её лба. Кали, наполнившая устрашающим рёвом всё пространство вокруг, предстаёт в ужасающем образе:

«Кали с ужасным лицом тёмно-синего цвета, вооружённая мечом и петлёй, несущая многоцветный посох с черепом наверху, на ней гирлянда из черепов, одета она в тигровую шкуру, истощённая, с широко открытым ртом с высунутым языком, с глубоко запавшими красноватыми глазами».


«Маркандея-пурана», песнь LXXXVII

Она сражает в битве двух демонов и всю их могучую армию. После чего демон Рактабиджа (‘Кровавое семя’), непобедимый благодаря способности воспроизводиться из каждой капли своей крови, упавшей на землю, был убит Кали. Богиня сразила Рактабиджу своим дротиком, громовой стрелой, мечами и копьями, и поглотила его кровь, прежде чем она достигла земли, затем уничтожила всех порождённых им двойников.

«Из свирепо нахмуренного лба Амбики внезапно появилась Кали с ужасным лицом, вооружённая мечом и петлёй. Она стремительно нападала на демонов и пожирала эти орды врагов дэвов».


«Маркандея-пурана», песнь LXXXVIII
Образ Дурги
Это интересно
Богиня Дурга — непостижимая божественная энергия шакти
Богиня Дурга — одна из главных, особо почитаемых богинь в ведическом пантеоне. Она представляет энергию, противостоящую силам, угрожающим процветанию и светлой Дхарме. Она же проявляется как сила, разрушающая Вселенную перед новым Творением, за счёт чего происходит смена циклов существования мироздания. Дурга является проявлением женского божественного начала — шакти.

Кали — порождение Шивы

Другие истории происхождения Кали («Линга-пурана») связаны с Парвати и Шивой. Парвати является милостивой и доброжелательной богиней, но когда Шива просит её победить демона Даруку, имевшего благословение быть убитым только от рук женщины, Парвати сливается с телом Шивы и проявляется как Кали, беЗпощадно сокрушающая демонов.

Шива и Кали

«Первопричина всего — божественная сила Воли стремилась принять какую-либо проявленную форму Природы».


«Йога Васиштха»

Кали чаще всего рассматривается как Шакти Шивы. В легендах, где Кали убивает демонов, её гнев выходит из-под контроля, но успокоить её может только Шива. Они суть две полярности и в тоже время единое неделимое целое.

Наиболее известным изображением Кали является то, где она стоит (или танцует) на своём супруге, боге Шиве. Рассмотрим, какой символизм сокрыт в этом образе и какой смысл он несёт.

  • По одной из версий, когда Кали изображается попирающей ногой Шиву, лежащего безжизненно на земле, в этом образе она являет собой силу, разрушающую Жизнь. Шива здесь символично предстаёт как небытие, в котором нет сил жизни. Кали уносит их в вечность и непроявленность. С этого момента наступает Пралайя, или период Великого растворения мира, в котором нет ничего, кроме силы разрушения — силы Кали.
  • Также белое тело Шивы (как излучающее свет чистого Сознания) являет собой образ трансцендентного состояния Сознания. Он неподвижен, поскольку он не подвержен изменению. Он неизменный аспект Всевышнего. Шива — это Пуруша, а Кали суть Пракрити, сама Природа, энергия. В то время как Кали — движущая сила Времени, являющаяся изменяющимся аспектом Всевышнего. Шива в данном случае предстаёт как Ниргуна, находящийся вне гун, или качеств Природы. А Кали предстаёт как Сагуна, то есть обладающая всеми качествами материального бытия, но в тоже время не подверженная их влиянию.
  • И Шива, и Кали вместе являются одним единым целым. Шива без энергии не может пребывать в проявленном бытии и выполнять свою роль в эволюционном процессе всех живых существ. Поэтому Шива без своей Шакти — просто безжизненный труп, не имеющий возможности действовать.
Шива и Махакали

Как гласит «Йога Васиштха» (книга VII, глава LXXXIV «Союз Шивы и Шакти»): подобно ветру и его порывам, огню и его теплу и пламенным всполохам, подобно Океану и волнам, Шива являет собой Сознание, а Шакти является колебаниями, вызывающими изменения в Сознании.

«Шива совершенно спокоен без своей воли или желания, которые являются его женской энергией — Кали».


«Йога Васиштха»

Шива всегда суть олицетворение беЗформенной пустоты и покоя, Шакти-Кали проявляет его в форме и действии, поэтому она изображается танцующей — ибо сама её суть — движение, активное проявление. Сила всегда пребывает потенциально в инерции. Так и Шакти Кали — сила Сознания, всегда пребывающая в действии, в «танце». Этот танец Вселенной мы видим вокруг: планеты вращаются вокруг своей оси и по орбите вокруг центрального светила, галактики всегда пребывают в коловращении. Так Кали как вечно пребывающая в движении энергия поддерживает существование всего Мироздания.

Это интересно
Божественная энергия Шакти

Шакти-богиня представлена в шиваизме — религии, распространённой в Индии, — как вторая половина или ипостась Шивы. Для человека, воспитанного в западной традиции, возможно, будет нелегко представить, что Шакти может быть и самостоятельной богиней, проявляясь в таких образах ведической традиции, как Кали, Дурга, Парвати, Лакшми, Сарасвати и другие, а также в роли внутренней составляющей Шивы.

«Движения танцующей Кали (созидательной энергии Бога) не вызывают никаких колебаний в мире, который содержится в нём; точно так же, как дрожание зеркала не вызывает никаких изменений в отражении, которое отбрасывается на него».


«Йога Васиштха»

Любой материальный объект является уплотнённой энергией, то есть энергией в движении. Чем больше скорость движения частиц, составляющих объект (частота вибрации энергии), тем тоньше и упорядоченнее его структура. И наоборот, чем меньше частота вибраций, тем материальная субстанция «грубее». Частота вибраций указывает на степень «развитости» сознания того или иного проявления Жизни в материальном мире.

Благодаря Шакти-Кали этот мир стал видимым и ощутимым. Она воплощает Волю Шивы в жизнь. Природа или материальный мир познаётся посредством органов восприятия, и опыт этого познавания способствует нашему продвижению по пути эволюции. Кали — суть всех преходящих явлений этого мира, уносящая их в вечность.

«Йога Васиштха» (книга VII, глава LXXXV «Отношение природы и души») раскрывает смысл символичного соединения Шивы и Шакти в танце как образа нерушимого вечного союза Шивы и Шакти — Сознания и Энергии (Природы). Луч Сознания (внимание), направленный на объект, создаёт вибрацию энергии в нём, но когда внимание иссякает, объект возвращается в своё изначальное состояние потенциального бытия. Таков непрерывный процесс создания материи из энергии и обратно — превращение материи в энергию, который без участия Сознания не мог бы осуществиться. Их союз — основа бытия всего Мироздания.

Богиня Кали: разрушительный аспект Времени

Переменчивый «нрав» Кали проявляется в природе Времени. Кали олицетворяет собой изменяющийся аспект Природы, который ведёт к жизни или смерти. Кали суть воплощение Времени или «Высшая ночь», в которой растворяется всё сущее.

В «Маханирвана-тантре» Кали является эпитетом изначальной Шакти. Сам Шива восхваляет её как Великую Изначальную Калику, поглощающую самого Махакалу (эпитет Шивы, означающий ‘Величественная сила Времени’ или ‘Верховный управитель Времени’) в конце времён при разрушении Вселенной. Ибо она, будучи Истоком и изначальной формой (Адья) всего сущего, в том числе являясь Первопричиной Времени (Калы), поглощает и его, вбирая в себя. Он величает её невыразимой и непостижимой, ибо она, возвращаясь в свою форму (Сварупа), сливается с изначальной тьмой, беЗпроявленной и беЗформенной. Она суть Начало всего, Защита всего и она же Конец всего.

Разрушительный аспект заложен в самой Матери-Природе и проявляется он как сила Времени. Ничто не существует вечно в материальном мире — всё, некогда созданное, обречено на разрушение.

Эта сила Кали (Времени) пребывает в самой материи. Всё в этом мире подвержено процессам старения и умирания. Творение — это процесс упорядочивания, организации формы и органической жизни, в то время как Разрушение — возвращение в неупорядоченность (хаос). Кали содействует этим цикличным процессам, благодаря которым жизнь возрождается снова и снова. Ибо во Вселенной ничто не умирает, просто меняется форма проявления.

Так проявляется разрушительная сила Кали: любой материальный объект нашего мира представляет собой энергию в движении. Эта энергия наполняет весь мир. Она суть Мать-Природа, Материя, проявленное бытие, существующее во времени и пространстве. Вне времени всё сущее просто перестаёт существовать. Материя существует по законам времени. А время проявляется только в движении. Все формы материи изменяются ежесекундно. Ничто не стоит на месте, всё подвержено переменам. Там, где проявляется аспект времени, там имеет место разрушение, поэтому природа всего материального мира преходяща и не вечна.

Сила Кали сродни действию чёрной дыры в космосе, втягивающей в себя всё, что приближается к ней. Как известно, материя из энергии образуется на окраинах галактики, но ближе к центру она уплотняется, после чего её втягивает в себя чёрная дыра, которая находится в центре, дабы снова преобразовать в энергию. Кали как предматерия, из которой появляется первичная материя, в конце цикла существования забирает её обратно. Таков вечный закон Природы и Времени. Всё находится в постоянном движении и в процессе изменений и трансформации, который поддерживает Мать Природа.

Действие силы Кали как Владычицы Тамогуны можно наблюдать в процессах старения и угасания жизненных сил в нас и других живых существах. Цикличность бытия в органической жизни в рамках отдельного воплощения представляет собой отражение на уровне микрокосма всех процессов, происходящих во Вселенной, которая также рождается, существует и умирает. Так, наглядно можно сравнить периоды жизни человека и эпохи существования мира в течение одной Маха-юги3.

«Утро» человеческой жизни или детство тождественно по саттвичным (чистым) проявлениям энергии Сатья-юги (или Крита-юги), дающей начало целому циклу жизни Мироздания. Следом наступает «дневное» время или юность в жизни человека, ему соответствует саттвично-раджастичные, активные энергии Трета-юги. «Вечерний» период жизни или время зрелости человека схоже по энергиям (раджастично-тамастичные проявления) с эпохой Двапара-юги. И наконец, угасание жизненных сил или, образно выражаясь, «ночь» человеческой жизни, то есть старость, сродни тёмному времени Кали-юги со свойственными ей тамастичными, пассивными энергиями. Мы видим, что процессы, происходящие в течение суток (утро, день, вечер, ночь), года (смена сезонов: весна, лето, осень и зима) также находятся под влиянием гун Природы. Саттвичное время наступает утром с восходом Солнца и длится ещё в течение трёх рассветных часов. Раджас набирает силу днём и длится до наступления вечерних сумерек. Влияние тамаса продолжается после захода Солнца и всю ночь до утренних сумерек.

Образ Махакали. Автор картины: V. V. Sapar

Рассвет саттвичных энергий всегда проявляется в начале какого-либо временного цикла, когда всё вокруг пробуждается и наполняется жизненной силой, а закат жизни всегда сопровождают тамастичные проявления упадка и распада. Саттва — это всегда расширение, разворачивание и свет, раджас — равновесие, а тамас, которым управляет богиня Кали, — сужение, сворачивание, тьма. Поэтому она именуется «Поглощающей время».

С обилием и отсутствием света связана также смена сезонов, которые, кстати, в разных уголках нашей планеты происходят неодинаково. То есть, сезоны года в северном и южном полушариях всегда прямо противоположны друг другу: когда в северной части Земли лето, в южной — зима и наоборот. Но везде и всегда действует один порядок, зависящий от соотношения света и тьмы: где больше Солнца и света, там происходит наполнение саттвой (весна, лето); соответственно, чем меньше солнечного света, тем больше тамаса (осень, зима). Раджас как гуна равновесия действует в периоды равноденствий, когда день по продолжительности равен ночи.

Это интересно
Бог времени Коляда — олицетворение возрождённого зимнего Солнца

Коляда — один из светлых солнечных богов русского ведического пантеона. Бог нового Коло1, являющийся олицетворением возрождающегося Солнца. Коляда — бог времени, даровавший людям календарь и поведавший о законах коловращения временных циклов. Он выводит на небосвод Солнце зимнее, на весну свой путь свершающее. Месяц, посвящённый богу Коляде, — декабрь, в котором празднуют один из главных святодней годового коло, знаменующий собой наступление Нового Года, — Коляду. Коляда открывает врата нового Коло — со светом обновлённого Солнца мир вступает в новый цикл годового Сварожьего Круга. Бог Коляда является одним из ликов Солнца, которое на своём годичном (видимом) пути предстаёт в различных четырёх ипостасях, проходя через четыре ключевые точки на небосводе, соответствующие четырём святодням в году: весеннее равноденствие, ликом молодого растущего Ярилы-Солнца явленное, летнее солнцестояние, ярой силой Солнца-Купалы предстающее, осеннее равноденствие, ликом стареющего мудрого Хорса-Солнца  сияющее, и зимнее солнцестояние, обновлённым Солнцем-младенцем Колядой возрождающееся. Бог Коляда вступает в свои права со дня зимнего солнцестояния, когда Солнце поворачивает с зимы на лето, а провожают его на Масленицу, встречая весеннее Солнце.


Кстати, день зимнего солнцестояния, являющийся днём почитания бога Коляды, управителя времени, завершающего годовой круг и запускающего Коло времени на новый виток, также можно отнести и к богине времени Кали. Трудно не заметить в данном случае тождественность корневых основ имён богов: КОЛяда — КАЛи. Таким образом, резюмируя всё вышесказанное, можно смело утверждать, что богиня Кали как управительница тамасом является покровительницей всего, что находится под влиянием этой гуны, соответственно, Кали — богиня ночи, зимы, старости и смерти, то есть любого завершающего (заключительного) периода времени. Эпоха Кали-юги неспроста названа именем богини Кали, поскольку в это время её сила (сила Времени) проявляется наиболее активно. Аспект времени и гуна тамаса усиливаются, время ускоряет свой ход, и особенно ярко это проявляется ближе к концу эпохи.

Кали-юга: эпоха Кали

«Если всё в мире идет вопреки установленному свыше порядку — это предвестие гибели».

«Махабхарата»

Зерно разрушительной энергии усиливает своё влияние на жизнь и всё сущее к концу времён. Кстати, именно с этим связано ускорение времени, которое, между прочим, в последнее время стало слишком очевидным. Мы приближаемся к концу целого цикла существования, и неумолимый бег времени ненавязчиво подсказывает нам, что конец времён не за горами…

Кали-юга названа именем Кали, так как в этот период разрушительные тенденции усиливаются. Кали-юга считается самым тёмным временем Маха-юги, по окончании которой снова начинается Сатья-юга или восходящий цикл. По завершении последней из 1000 юг, которые составляют День Брахмы, наступает гибель миров.

Так описываются основные тенденции этой заключительной эпохи в «Махабхарате» (книга III, глава 186): все люди становятся лживыми; обеты становятся поверхностными; шудры живут лучше всех остальных; Веды забыты; грешные и лживые млеччхи становятся царями; брахманы забывают свою Дхарму, а также кшатрии и вайшью отступают от своих обязанностей; жизнь быстротечна; в обществе почитают шудр, а к брахманам относятся неуважительно; вокруг разврат и беЗчестие, алчность и вожделение, беззаконие и вероотступничество; непомерный груз дани приводит многих на путь мошенничества и воровства; «люди для виду растят волосы и ногти»; «век того, кто верен Дхарме, короток», ибо самые добродетельные подвергаются в обществе гонениям; праведники бедны, а последние грешники и нечестивцы процветают, обогащаясь обманом.

Кали — сокрушающая Эго

Время разрушает всё, в том числе сокрушает и Эго. Кали является божественной энергией Матери-Природы в её разрушительной форме. Но она разрушает, дабы возродить через очищение и трансформацию — благодаря ей происходит обновление материальной формы, которая призвана служить Сознанию на Пути эволюционного восхождения.

Для Эго великий обман Жизни заключается в том, что всё, что она нам дала вначале — то, что мы любим и к чему привязываемся, она неизбежно заберёт. Неумолимый ход времени не остановить.

Перемены приносят Эго страдания, но они необходимы в мире проявленных форм, временная и преходящая природа которых ведёт к осознаванию того, что является реально истинным, а что — иллюзорным.

«Кали — яростная, как пламя огня разрушения, свирепая, как бог смерти на поле битвы».

«Шива-пурана», Рудра-самхита, глава 38

Кали также является силой, разрушающей зло во всех его проявлениях, которыми являются эгоистичные тенденции. Эгоизм проявляется через ложное самоотождествление с той временной личностью, в которую воплощается Дух на одно из многочисленных рождений в материальном мире. Когда человек ставит себя на пьедестал жизни, взирая на остальных свысока, то это проявление сокрушает Кали, показывая как преходящие ценности, столь важные для Эго, разрушает Время. Она как заботливая мать даёт чадам своим уроки, важность которых мы, как правило, осознаём не сразу, а лишь тогда, когда их благоприятный для духовного развития эффект проявляется в полной мере.

Кали смеётся над теми, кто в безумии тщеславия надеется избежать разрушения и смерти, яростно сокрушая все привязанности к материальному существованию. В историях о битвах богини Кали в образе демонов, которых она уничтожает, предстают омрачения и грубые низшие чувства. В них символично представлено то, как она мечом разрубает узлы себялюбия и ложного Эго.

Культ Кали: храмы и места почитания богини

Кали почитается по всей Индии, но особенно в Кашмире, Керале, Южной Индии, Бенгалии и Ассаме. Перечислим некоторые из них.

Одной из самых почитаемых богинь Кали является в Западной Бенгалии, где расположено немало храмов, посвященных ей. Наиболее известными считаются храмы Кали в Дакшинешваре (Калькутта), где её почитают в ипостаси Бхаватарини (‘освобождающая из круговорота перерождений’), и здесь же, в Калькутте, находится ещё один храм Кали под названием Кали-Гхат (один из Шакти-питх4). Храм Рампара Калибар, расположенный недалеко от Калькутты, верховным божеством в котором является богиня Сиддхешвари Кали. Храм Крипамайи Кали, или Джой Митра Калибари, где верховное божество — форма Кали «Крипамайи» (‘Милостивая’). Храм Канкалитала близ Болпура, верховная богиня — Парвати, также является одной из Шакти-питх. Хангсешвари — ещё один известный храм в Бансберии, посвященный богине Кали в форме Хангсешвари. Богиню почитают в храме Умманешвар, расположенном недалеко от дворца Удджаянта в Агартале (штат Трипура).

Также в других частях Индии находится немало храмов, посвящённых Мата-Кали. Деревянный храм Бхимакали в штате Химачал Прадеш является одним из Шакти-питх. Известный храм Шри Бхадракали в Тамил-Наду (Южня Индия). В индийском штате Харьяна в городе Калка находится храм Кали Маты в Калке. В Курукшетре находится одна из Шакти-питх — храм Кали, в котором её почитают в благой форме Бхадракали. Кали Мата Мандир есть в Патиале (штат Пенджаб). Храм Калика Мата — храмовый комплекс и паломнический центр на вершине холма Павагадх в районе Панчмахал, один из Шакти-питх, где ей поклоняются как форме Дурги или Чанди. Храм Касбешвари Кали Мата или Камаласагар Кали, расположенный у границы с Бангладеш в Трипуре, где установлен идол богини Дасабхуджи Дурги или Махишасурмардини, сделанный из песчаника в XV веке (хотя это идол Маты Дурги, но ему поклоняются как богине Мата-Кали).

За пределами Индии также существуют места почитания богини, в частности в Пакистане есть храм Кали под названием Калат Кали Мандир, где находится вторая по величине статуя Кали в Азии.

Янтра Кали

Кали-янтра является графическим изображением энергии богини. Кали-янтра несёт очень мощную энергию трансформации. Представляет собой красный квадрат бхупур с четырьмя вратами на чёрном фоне, в котором находится восьмилепестковый лотос с треугольником Шакти, вершиной направленный вниз, в центре.

Значение Кали-янтры следующее: считается, что при ношении Кали-янтры она даёт исцеление от хронических болезней, способствует нормализации кровяного давления и избавлению от нервных расстройств. Она даёт защиту от демонических сил, вводящих Сознание в ложное отождествление. Защищает от несчастных случаев и предостерегает от опасностей. Изображение янтры, как правило, наносят на бронзовых, золотых, серебряных или медных пластинах.

Янтра Богини Кали

Мантры Кали

Среди способов почитания богини Кали наиболее известными и доступными каждому являются мантры. Пропевая мантру тому или иному божеству, необходимо концентрировать внимание на той силе, которую оно несёт. В случае с богиней Кали, основным аспектом которой является разрушительная сила, следует учитывать, что эта богиня «шутить» не будет, если призовёте её с целью сокрушения Эго, то ждите уроков, которые неизбежно приведут к мгновенному переосмыслению своей жизни, целесообразности своей деятельности и приемлемости поступков в отношениях с окружающими. Призыв с целью сокрушить Эго недоброжелателя, и вообще любая просьба, связанная с жизнью другого человека, является прямым вмешательством в его судьбу, вернёт вам ваши недобрые помыслы бумерангом.

Призывать божество следует лишь с одной целью — восстановление гармонии в жизни и поддержка на Пути духовного развития. Человек не может быть однозначно уверен в том, где нарушена гармония или допущена несправедливость.

В основах Космического Кона Бытия далеко не так всё однозначно, как человеку подсказывает его ум. Поэтому не просите ничего конкретного и определённого, просите того, что вам действительно было бы необходимо для восхождения по Пути эволюции, ибо то ведомо только высшим силам.

Мантра, посвящённая богине Кали:
ॐ काल्यै नमः
oṃ kālyai namaḥ
Ом Кальяе Намах

Ом. Почитание силе Божественной Матери, приводящей мир в движение, познание которого происходит благодаря неумолимому Времени.

Вариация мантры Кали с биджа-звук ह्रीं (hrīṃ):
ॐ ह्रीं काल्यै नमः
oṃ hrīṃ kālyai namaḥ
Ом Хрим Кальяе Намах

Ом. Почитание Великой богине, создающей иллюзию материального мира, благодаря которой происходит осознание того, что Истинно и вечно, а что иллюзорно и преходяще.

Биджа-мантрой Кали как Каларатри является हूं hūṃ, а как Кали-Калики — क्रीं krīṃ.

Джапа Биджа Мантра Кали (Калики):
ॐ क्रीं कालिकायै नमः
Om krīṃ kālikāyai Namah
Ом Крим Каликае Намах

Ом. Почитание Калике — вечной силе Времени!