Измени себя — изменится Мир вокруг

Бог Сурья: 12 имен, мифы и значение в ведической традиции

Принято. Ссылка на статью о Сурье в начале текста удалена. Рекомендация №3 внедрена: добавлена ссылка на обучающий курс по пранаяме в соответствующий раздел. Вот финальная версия HTML-кода статьи: code Html play_circle download content_copy expand_less

Восславь Бога Солнца, красотой соперничающего с цветами;
преклоняюсь перед Тобой, о лучезарный сын Кашьяпы,
враг тьмы и истребитель всякого зла.

Нава Граха Стотра (Стотра Солнцу). К. Н. Рао

Сурья (санскр. सूर्य — «Солнце») в ведической традиции — не просто небесное светило, а могущественное божество, источник света, жизни и духовного знания. Священные тексты называют его множеством имён, каждое из которых раскрывает одну из граней его безграничной природы.

Многоликий бог: имена и аспекты Сурьи

Символика в эпитетах

Имена Сурьи — это ключи к пониманию его роли во Вселенной.

  • Адитья: ‘сын Адити’, сияющий и великолепный;
  • Арка: ‘луч’ или ‘источник энергии’;
  • Митра: ‘друг’, сияющий друг человечества;
  • Сурьяя: высший, трансцендентный аспект Сурьи;
  • Бхану: ‘свет’, несущий знание и просвещение;
  • Савитар: ‘побуждающий’, живительная сила, пробуждающая всё к жизни;
  • Пушан: ‘питающий’, насыщающий землю и живых существ;
  • Рави: ‘дарующий свет’, сияющий;
  • Маричи: ‘лучезарный’, развеивающий тьму сомнений;
  • Вивасват: ‘блистающий’;
  • Хираньягарбха: ‘золотой зародыш’, первоисточник жизни;
  • Кхага: ‘движущийся по небу’, управляющий космическими ритмами;
  • Бхаскара: ‘создающий свет’, искореняющий невежество.

Например, имя «Арка» увековечено в названии знаменитого храма Конарк в индийском штате Орисса. «Конарк» — это сочетание слов «Кона» («угол», «территория») и «Арка» («Солнце»), что можно перевести как «уголок Солнца» или «земля солнечного света».

Традиционно бога Солнца изображают мчащимся по небу на колеснице, запряжённой семью лошадьми

Сурья в мифологии: творец и душа мира

Веды называют Сурью создателем материальной Вселенной — пракрити (изначальной природы). В эпосе «Махабхарата» он почитается как Око Вселенной, Душа всего сущего и источник жизни. В его образе слились символы свободы, духовного просветления и вечной победы добра над злом.

Согласно мифам, Сурья — сын мудреца Кашьяпы и богини Адити, воплощения бесконечной световой энергии. Физическое Солнце, которое мы видим на небе, считается проявлением божественного тела Сурьи, дарующего миру великий свет Ра — изначальный свет творения. Эта идея отражена в солярных символах — знаках, олицетворяющих победу созидательного света над разрушительной тьмой.

Образ бога Солнца: иконография и атрибуты

Кто знает Пребывающего в красном лотосе, Окружённого шестью гласными, с шестичастной биджей, Колесничего семи коней, Златоцветного, Четырёхрукого, Держащего в руках два лотоса, (жесты) благословения и бесстрашия, Предводителя колеса Времени, тот (воистину) — Брахман.

Сурья-упанишада

Традиционно бога Солнца изображают мчащимся по небу на колеснице, запряжённой семью лошадьми. Эти кони — многогранный символ:

  • семь цветов радуги: видимый спектр солнечного света;
  • семь размеров ведийского стиха: гаятри, брихати, ушних, триштубх, ануштубх, панкти, джагати;
  • семь известных в древности планет: Солнце, Луна, Марс, Меркурий, Юпитер, Венера и Сатурн;
  • семь братьев-Адитьев: сыновья Адити, связанные с семью планетами. Сурья, рождённый под именем Мартанда, был восьмым сыном.

Образ Сурьи всегда лучезарен. В руках он обычно держит два цветка лотоса, символизирующих чистоту и просветление, а также колесо времени (калачакру).

Изображения в священных текстах

Описание внешности Сурьи в разных источниках отличается деталями:

  • «Брихат-самхита» предписывает изображать его двуруким и в короне.
  • «Вишну-дхармоттара-пурана» описывает его как четырёхрукое божество, держащее в руках два лотоса, посох и перо — символ знания.

Колесницей Сурьи правит Аруна — олицетворение рассвета. По бокам часто изображают богинь зари, Ушу и Пратьюшу, которые поражают стрелами демонов тьмы. В некоторых буддийских произведениях Сурья восседает в колеснице, запряжённой четвёркой лошадей, иногда рядом с Чандрой, богом Луны.

Один из самых величественных храмов Солнца находится в Конарке

Сурья в астрологии и астрономии

Джйотиш: Сурья как планета-управитель души

В ведической астрологии джйотиш Сурья известен как Рави (отсюда «равивара» — «воскресенье», день Солнца). Он — одна из девяти наваграх, девяти небесных сил, влияющих на земную жизнь.

Солнцу отведено центральное место: оно олицетворяет душу человека (атма-карака, «показатель души») и его истинное «Я». Положение Сурьи в натальной карте указывает на уровень духовного развития, способность следовать своему предназначению (дхарме) и постигать истину.

Влияние Сурьи на гороскоп

Сурья — главная граха (букв. «захватчик», в астрологии — «планета»), третья по значимости после лагны (восходящего знака) и чандры (Луны).

  • Гармоничное Солнце в карте отражает прочную связь человека с божественным началом. Оно дарует благородство, великодушие, силу воли, жизнерадостность и стремление к высоким идеалам.
  • Сильное, но поражённое Солнце может указывать на эгоизм, гордыню и властность.
  • Слабое Солнце может проявляться в неуверенности, проблемах с авторитетами и отцом.

Сурья также считается крура-грахой («жестокой планетой»). Его влияние может приносить суровые, но справедливые уроки, необходимые для преодоления недостатков и духовного роста. С точки зрения джйотиша, положение Солнца в гороскопе может быть связано с лидерскими качествами, социальным статусом и жизненной силой. Традиционно считается, что слабое Солнце или Солнце в негативном аспекте может указывать на уязвимые места в организме, связанные со зрением и сердечно-сосудистой системой. Однако это не является медицинским диагнозом и требует консультации с врачом.

Сурья в древнеиндийских астрономических трактатах

Сурья как главное небесное тело упоминается в великих астрономических трактатах Индии.

  • «Арьябхатия» (V в. н. э.);
  • «Ромака-сиддханта» (VI в.);
  • «Паулиша-сиддханта» (VI в.);
  • «Кхандакхадьяка» (VII в.);
  • «Сурья-сиддханта» (создание датируется V–XI вв.).

В этих текстах научные знания переплетаются с мифологией. Интересно, что в «Арьябхатии» утверждается, что планеты вращаются вокруг Солнца по эллиптическим орбитам, что предвосхищает гелиоцентрическую модель. А вот в «Сурья-сиддханте», которая, по преданию, была записана посланником самого Сурьи, описывается геоцентрическая модель. Оба текста содержат ценнейшие для своего времени астрономические расчёты.

Сурья как главное небесное тело упоминается в великих астрономических трактатах Индии

Сурья в славянской традиции: современные параллели

Параллели между Сурьей и славянскими божествами — это область современных духовных поисков и неоязыческих учений, а не прямая историческая связь. Веды — это индийское наследие, и термин «русские веды» некорректен. В этих современных интерпретациях выделяют четыре ипостаси солнечного божества, соответствующие годовому солнечному циклу.

Четыре лика солнечного божества

  • Хорс (или Коляда): зимнее Солнце, почитаемое от зимнего солнцестояния (21–22 декабря) до весеннего равноденствия (20–21 марта).
  • Ярило: весеннее Солнце, бог пробуждения природы и жизненной силы; его время — от весеннего равноденствия до летнего солнцестояния (21–22 июня).
  • Даждьбог (или Купала): летнее Солнце, бог плодородия и небесного света; почитается от летнего солнцестояния до осеннего равноденствия (22–23 сентября).
  • Сварог: бог неба и небесного огня, по некоторым версиям — прародитель солнечных богов; его период — от осеннего равноденствия до зимнего солнцестояния.

Храмы, посвящённые Сурье

Храм в Конараке: каменная колесница бога

Один из самых величественных храмов Солнца находится в Конарке (штат Одиша, Индия). Построенный в XIII веке, он представляет собой гигантскую небесную колесницу (виману), высеченную из камня.

Стены храма украшают 12 пар огромных каменных колёс, символизирующих 12 месяцев года. Каждое колесо с восемью спицами (символ восьми прахар — трёхчасовых отрезков суток) служит солнечными часами. У лестницы застыли семь каменных коней, готовых унести колесницу в вечность. К сожалению, главная башня храма (шикхара) была разрушена, но сохранившийся зал для молящихся (джагамохана) до сих пор поражает воображение.

Другие известные храмы Сурьи

В Индии существует более десятка храмов, посвящённых Сурье, например храм Биранчи Нараян в Бугуде и храм в деревне Палия. Святилища бога Солнца можно найти и за пределами Индии: в Непале, Китае, Таиланде, Пакистане и даже на Американском континенте, где их строили древние цивилизации.

Сурья-намаскар: практика приветствия Солнца

Сурья-намаскар — приветствуем Солнце!

Сурья-намаскар, что означает «приветствие» или «поклонение Солнцу», — это динамический комплекс асан (поз йоги), который символизирует преклонение перед Сурьей как источником всей жизни на Земле.

История и значение комплекса

Хотя поклонение Солнцу в Индии существовало с древних времён, современный стандартизированный комплекс асан Сурья-намаскар сформировался в XX веке. Его популяризировали такие мастера, как Раджа Бхаванрао Пант Пратинидхи и великий учитель Тирумалай Кришнамачарья. Именно Кришнамачарья передал эту практику своим ученикам — Б. К. С. Айенгару, Индре Деви и Шри К. Паттабхи Джойсу, которые познакомили с ней весь мир.

Последовательность асан и мантр

Приветствие Солнцу традиционно выполняется на рассвете. Классический вариант включает 12 асан, синхронизированных с дыханием и мантрами. Каждое движение становится подношением божеству.

  1. Пранамасана (поза молящегося): выдох; концентрация на анахата-чакре; мантра «Ом Митрая Намаха» (поклон Дружелюбному).
  2. Хаста-уттанасана (прогиб назад): вдох; концентрация на вишуддха-чакре; мантра «Ом Равайе Намаха» (поклон Сияющему).
  3. Падахастасана (наклон вперёд): выдох; концентрация на свадхиштхана-чакре; мантра «Ом Сурьяя Намаха» (поклон Солнцу).
  4. Ашва-санчаланасана (поза всадника, правая нога назад): вдох; концентрация на аджня-чакре; мантра «Ом Бханаве Намаха» (поклон Дарующему свет).
  5. Парватасана (поза горы): выдох; концентрация на вишуддха-чакре; мантра «Ом Кхагая Намаха» (поклон Движущемуся по небу).
  6. Аштанга-намаскара (приветствие восемью точками): задержка дыхания; концентрация на манипура-чакре; мантра «Ом Пушне Намаха» (поклон Питающему).
  7. Бхуджангасана (поза кобры): вдох; концентрация на свадхиштхана-чакре; мантра «Ом Хираньягарбхая Намаха» (поклон Золотому Зародышу).
  8. Парватасана (поза горы): выдох; концентрация на вишуддха-чакре; мантра «Ом Маричае Намаха» (поклон Лучезарному).
  9. Ашва-санчаланасана (поза всадника, левая нога вперёд): вдох; концентрация на аджня-чакре; мантра «Ом Адитьяя Намаха» (поклон сыну Адити).
  10. Падахастасана (наклон вперёд): выдох; концентрация на свадхиштхана-чакре; мантра «Ом Савитре Намаха» (поклон Побуждающему).
  11. Хаста-уттанасана (прогиб назад): вдох; концентрация на вишуддха-чакре; мантра «Ом Аркая Намаха» (поклон Источнику энергии).
  12. Пранамасана (поза молящегося): выдох; концентрация на анахата-чакре; мантра «Ом Бхаскарая Намаха» (поклон Ведущему к просветлению).

Далее последовательность повторяется с левой ноги (в 4-й асане левая нога отводится назад, а в 9-й вперёд выносится правая). Эти 24 асаны составляют один полный круг Сурья-намаскар.

Духовный аспект практики

Выполняя каждую асану, практикующий концентрируется на соответствующем энергетическом центре (чакре) и мысленно произносит мантру. Считается, что 12 солнечных мантр несут в себе животворящую силу Сурьи. Когда практика выполняется с полным осознанием и почтением, она превращает рассеянную энергию ума в сфокусированную созидательную силу.

Дэвата Сурья: божественная сущность Солнца

Сурья — это дэвата, божество, управляющее Солнцем. Впервые он упоминается в «Ригведе» (например, в гимне I.115) как символ света, рассеивающего тьму и дарующего мудрость.

Сурья в «Ригведе»

В «Ригведе» Сурья поэтически описывается так:

  • «драгоценный камень в небесах»;
  • «чистый, прекрасный лик закона»;
  • «золотое украшение небес».

Взошёл яркий лик богов, Око Митры, Варуны, Агни. Он заполнил собой небо и землю, воздушное пространство. Сурья — дыхание жизни движущегося и неподвижного (мира).

Ригведа, I.115.1

Сурья-Нараяна: связь с Вишну и другими богами

В ранневедический период Сурья был одним из главных божеств. Со временем его культ частично слился с почитанием Вишну и Шивы, но Сурья по-прежнему остаётся важной фигурой в индуизме.

  • Брахма (бог-творец) ассоциируется с Солнцем как с аспектом творения.
  • Шива считается сверхбожеством (пратьядхидэватой) Солнца, олицетворяя вечный свет, который находится за пределами времени и пространства.
  • Вишну (хранитель Вселенной) также выступает сверхбожеством Солнца, поддерживая космический порядок. Считается, что Сурья черпает свою силу из Вишну как из высшего источника.

Со временем Вишну во многом перенял функции Сурьи и стал почитаться в образе Сурья-Нараяны — Сурьи как проявления Вишну. В этой ипостаси он — свет, управляющий циклами творения.

Семья Сурья: потомки солнечного бога

Супруга Санджна и дети

Согласно легендам, женой Сурьи-Вивасвата была Санджна, дочь божественного зодчего Вишвакармана. У них было трое детей:

  • Ману Ваивасвата: прародитель нынешнего человечества;
  • Яма: бог смерти и справедливости, владыка загробного мира;
  • Ями: его сестра-близнец, богиня священной реки Ямуны.

Ями — богиня реки Ямуны

Ями (или Ямуна) ассоциируется с ночью, поэтому её часто изображают с тёмным лицом. Её вахана (ездовое животное) — черепаха, символ воды, выносливости и мироздания. В руках она может держать зеркало (символ иллюзорного мира, майи) или кувшин с водой.

Ями считается олицетворением духовного сознания

Энергетические аспекты Сурьи в йоге

Сурья-нади (пингала): солнечный энергетический канал

В йоге правая сторона тела считается солнечной и связана с пингала-нади (сурья-нади) — огненным энергетическим каналом. Пингала начинается у основания позвоночника (муладхара-чакра), проходит справа от центрального канала (сушумны) и заканчивается в правой ноздре. Этот канал связан с левым полушарием мозга, которое отвечает за логику, анализ и активную деятельность.

Йогическая традиция объясняет современный ритм жизни с его постоянным напряжением преобладанием активной, солнечной энергии. Это может приводить к дисбалансу и мышечным зажимам в правой части тела. Для гармонизации этого состояния существует пранаяма (дыхательное упражнение) сурья-бхедана («пронизывание Солнца»). Она выполняется так: вдох через правую ноздрю, задержка дыхания и выдох через левую. Согласно древним текстам, таким как «Хатха-йога-прадипика» и «Гхеранда-самхита», эта практика усиливает внутреннее тепло, повышает выносливость и пробуждает духовную энергию кундалини.

Чтобы освоить эти техники безопасно и эффективно, лучше всего пройти структурированный обучающий курс по пранаяме под руководством опытных наставников.

Сурья-чакра: центр солнечной энергии

С правой стороной тела также связывают сурья-чакру — второстепенный энергетический центр. В разных школах её точное расположение варьируется, но чаще всего её помещают между манипура-чакрой (центром солнечного сплетения) и анахата-чакрой (сердечным центром). Считается, что сурья-чакра дополняет действие манипуры, отвечая за силу воли, целеустремлённость и пищеварительный огонь.

Янтра и мантра Сурьи: инструменты для практики

Сурья-янтра: визуальный символ для медитации

Для медитации и ритуалов используется янтра — сакральное геометрическое изображение, символизирующее энергию божества. Сурья-янтра — это визуальная карта энергетической структуры Солнца.

Считается, что медитация на Сурья-янтру помогает усилить солнечную энергию в теле. Традиционно эта практика направлена на:

  • укрепление веры в себя и силы воли;
  • развитие самоуважения и осознанности;
  • усиление внутреннего огня (пищеварительного и метаболического).

При размещении Сурья-янтры дома рекомендуется выбирать восточную сторону. На алтаре изображение Сурьи помещают в центре, так как он считается «оком богов».

Гаятри-мантра: звуковое воплощение солнечной энергии

Одной из главных мантр, связанных с Солнцем, является Гаятри-мантра. Она обращена к божеству Савитару (одному из имён Сурьи) и содержится в «Ригведе».

Её описание и перевод можно найти по ссылке:

Считается, что стих III, 62,10 необходимо произносить трижды в день: на рассвете, в полдень и на закате… Чтение вслух — самый простой способ, сосредоточение помыслов на сути стиха — самый высший.

Свами Вивекананда
Для медитации и ритуалов используется янтра — сакральное геометрическое изображение, символизирующее энергию божества

Заключение

Сурья — это больше, чем просто божество древнего пантеона. Это универсальный символ света, осознанности и неиссякаемой жизненной силы, который пронизывает мифологию, астрологию и духовные практики. От храмов-колесниц до утреннего комплекса Сурья-намаскар — его энергия напоминает нам о внутреннем свете, который есть в каждом.

Часто задаваемые вопросы (FAQ)

1. Сурья — это то же самое, что и Солнце, которое мы видим на небе?

И да, и нет. В ведической традиции физическое Солнце (звезда) считается материальным проявлением, или «телом», божества Сурьи. Сурья-дэвата — это божественная сущность, сознание, которое управляет Солнцем, даруя свет, тепло и жизнь. Таким образом, почитая Сурью, человек обращается не просто к небесному телу, а к высшему принципу, который оно олицетворяет.

2. Чем отличаются имена Сурья, Савитар и Рави?

Это разные имена-аспекты одного и того же божества.

  • Сурья — общее и наиболее известное имя, обозначающее Солнце как божество.
  • Савитар — это аспект, связанный с пробуждающей, животворящей и побуждающей силой Солнца. Именно к нему обращена знаменитая Гаятри-мантра. Савитар — это Солнце до восхода, несущее импульс к жизни.
  • Рави — аспект сияющего, дарующего свет Солнца. Это имя часто используется в астрологии джйотиш.

3. Могут ли практиковать Сурья-намаскар люди, не исповедующие индуизм?

Да, безусловно. Сегодня Сурья-намаскар во всём мире воспринимается в первую очередь как эффективная практика йоги для укрепления тела, развития гибкости и гармонизации энергии. Вы можете выполнять его как физическое упражнение. Если же вы хотите углубить практику, можно добавить духовный аспект — осознанное выражение благодарности Солнцу как источнику жизни, что является универсальной концепцией, близкой многим культурам.

4. Как, согласно джйотишу, можно гармонизировать энергию Сурьи в гороскопе?

Традиционно для гармонизации Солнца рекомендуются следующие практики (упайи):

  • Духовные практики: регулярное чтение Гаятри-мантры или мантры «Ом Сурьяя Намаха», особенно по воскресеньям.
  • Поведенческие практики: ранний подъём и встреча рассвета, выражение почтения отцу и другим авторитетным фигурам, развитие щедрости и ответственности.
  • Подношения: предложение воды Солнцу на рассвете (аргхья).
  • Ношение камней: считается, что рубин усиливает энергию Солнца, но подбирать камни следует только после консультации с опытным ведическим астрологом.

5. Почему Сурья так тесно связан с Вишну в более поздней традиции?

В процессе развития индуизма многие функции древних ведических богов были интегрированы в культы верховных божеств — Вишну и Шивы. Вишну как хранитель мирового порядка (дхармы) естественным образом вобрал в себя солярные аспекты, ведь Солнце — главный регулятор жизни и времени на Земле. Форма Сурья-Нараяна объединяет их, показывая, что свет и энергия Сурьи исходят от Вишну как от высшего источника, поддерживающего Вселенную.

Это интересно
Комплекс Сурья-намаскар: полное руководство

Комплекс Сурья-намаскар, или «Приветствие Солнцу», очень популярен среди людей, практикующих йогу. Регулярное его выполнение поддерживает физическое здоровье, наполняет силами, дарует солнечную, активную энергию. Но действие комплекса этим не ограничивается. Считается, что Сурья-намаскар подготавливает человека к духовному пробуждению, так как содержит почти все важные элементы практики йоги:...