Содержание
- Многоликий бог: имена и аспекты Сурьи
- Образ бога Солнца: иконография и атрибуты
- Сурья в астрологии и астрономии
- Сурья в славянской традиции: современные параллели
- Храмы, посвящённые Сурье
- Сурья-намаскар: практика приветствия Солнца
- Дэвата Сурья: божественная сущность Солнца
- Семья Сурья: потомки солнечного бога
- Энергетические аспекты Сурьи в йоге
- Янтра и мантра Сурьи: инструменты для практики
- Заключение
- Часто задаваемые вопросы (FAQ)
Восславь Бога Солнца, красотой соперничающего с цветами;
Нава Граха Стотра (Стотра Солнцу). К. Н. Рао
преклоняюсь перед Тобой, о лучезарный сын Кашьяпы,
враг тьмы и истребитель всякого зла.
Сурья (санскр. सूर्य — «Солнце») в ведической традиции — не просто небесное светило, а могущественное божество, источник света, жизни и духовного знания. Священные тексты называют его множеством имён, каждое из которых раскрывает одну из граней его безграничной природы.
Многоликий бог: имена и аспекты Сурьи
Символика в эпитетах
Имена Сурьи — это ключи к пониманию его роли во Вселенной.
- Адитья: ‘сын Адити’, сияющий и великолепный;
- Арка: ‘луч’ или ‘источник энергии’;
- Митра: ‘друг’, сияющий друг человечества;
- Сурьяя: высший, трансцендентный аспект Сурьи;
- Бхану: ‘свет’, несущий знание и просвещение;
- Савитар: ‘побуждающий’, живительная сила, пробуждающая всё к жизни;
- Пушан: ‘питающий’, насыщающий землю и живых существ;
- Рави: ‘дарующий свет’, сияющий;
- Маричи: ‘лучезарный’, развеивающий тьму сомнений;
- Вивасват: ‘блистающий’;
- Хираньягарбха: ‘золотой зародыш’, первоисточник жизни;
- Кхага: ‘движущийся по небу’, управляющий космическими ритмами;
- Бхаскара: ‘создающий свет’, искореняющий невежество.
Например, имя «Арка» увековечено в названии знаменитого храма Конарк в индийском штате Орисса. «Конарк» — это сочетание слов «Кона» («угол», «территория») и «Арка» («Солнце»), что можно перевести как «уголок Солнца» или «земля солнечного света».
Сурья в мифологии: творец и душа мира
Веды называют Сурью создателем материальной Вселенной — пракрити (изначальной природы). В эпосе «Махабхарата» он почитается как Око Вселенной, Душа всего сущего и источник жизни. В его образе слились символы свободы, духовного просветления и вечной победы добра над злом.
Согласно мифам, Сурья — сын мудреца Кашьяпы и богини Адити, воплощения бесконечной световой энергии. Физическое Солнце, которое мы видим на небе, считается проявлением божественного тела Сурьи, дарующего миру великий свет Ра — изначальный свет творения. Эта идея отражена в солярных символах — знаках, олицетворяющих победу созидательного света над разрушительной тьмой.
Образ бога Солнца: иконография и атрибуты
Кто знает Пребывающего в красном лотосе, Окружённого шестью гласными, с шестичастной биджей, Колесничего семи коней, Златоцветного, Четырёхрукого, Держащего в руках два лотоса, (жесты) благословения и бесстрашия, Предводителя колеса Времени, тот (воистину) — Брахман.
Сурья-упанишада
Традиционно бога Солнца изображают мчащимся по небу на колеснице, запряжённой семью лошадьми. Эти кони — многогранный символ:
- семь цветов радуги: видимый спектр солнечного света;
- семь размеров ведийского стиха: гаятри, брихати, ушних, триштубх, ануштубх, панкти, джагати;
- семь известных в древности планет: Солнце, Луна, Марс, Меркурий, Юпитер, Венера и Сатурн;
- семь братьев-Адитьев: сыновья Адити, связанные с семью планетами. Сурья, рождённый под именем Мартанда, был восьмым сыном.
Образ Сурьи всегда лучезарен. В руках он обычно держит два цветка лотоса, символизирующих чистоту и просветление, а также колесо времени (калачакру).
Изображения в священных текстах
Описание внешности Сурьи в разных источниках отличается деталями:
- «Брихат-самхита» предписывает изображать его двуруким и в короне.
- «Вишну-дхармоттара-пурана» описывает его как четырёхрукое божество, держащее в руках два лотоса, посох и перо — символ знания.
Колесницей Сурьи правит Аруна — олицетворение рассвета. По бокам часто изображают богинь зари, Ушу и Пратьюшу, которые поражают стрелами демонов тьмы. В некоторых буддийских произведениях Сурья восседает в колеснице, запряжённой четвёркой лошадей, иногда рядом с Чандрой, богом Луны.
Сурья в астрологии и астрономии
Джйотиш: Сурья как планета-управитель души
В ведической астрологии джйотиш Сурья известен как Рави (отсюда «равивара» — «воскресенье», день Солнца). Он — одна из девяти наваграх, девяти небесных сил, влияющих на земную жизнь.
Солнцу отведено центральное место: оно олицетворяет душу человека (атма-карака, «показатель души») и его истинное «Я». Положение Сурьи в натальной карте указывает на уровень духовного развития, способность следовать своему предназначению (дхарме) и постигать истину.
Влияние Сурьи на гороскоп
Сурья — главная граха (букв. «захватчик», в астрологии — «планета»), третья по значимости после лагны (восходящего знака) и чандры (Луны).
- Гармоничное Солнце в карте отражает прочную связь человека с божественным началом. Оно дарует благородство, великодушие, силу воли, жизнерадостность и стремление к высоким идеалам.
- Сильное, но поражённое Солнце может указывать на эгоизм, гордыню и властность.
- Слабое Солнце может проявляться в неуверенности, проблемах с авторитетами и отцом.
Сурья также считается крура-грахой («жестокой планетой»). Его влияние может приносить суровые, но справедливые уроки, необходимые для преодоления недостатков и духовного роста. С точки зрения джйотиша, положение Солнца в гороскопе может быть связано с лидерскими качествами, социальным статусом и жизненной силой. Традиционно считается, что слабое Солнце или Солнце в негативном аспекте может указывать на уязвимые места в организме, связанные со зрением и сердечно-сосудистой системой. Однако это не является медицинским диагнозом и требует консультации с врачом.
Сурья в древнеиндийских астрономических трактатах
Сурья как главное небесное тело упоминается в великих астрономических трактатах Индии.
- «Арьябхатия» (V в. н. э.);
- «Ромака-сиддханта» (VI в.);
- «Паулиша-сиддханта» (VI в.);
- «Кхандакхадьяка» (VII в.);
- «Сурья-сиддханта» (создание датируется V–XI вв.).
В этих текстах научные знания переплетаются с мифологией. Интересно, что в «Арьябхатии» утверждается, что планеты вращаются вокруг Солнца по эллиптическим орбитам, что предвосхищает гелиоцентрическую модель. А вот в «Сурья-сиддханте», которая, по преданию, была записана посланником самого Сурьи, описывается геоцентрическая модель. Оба текста содержат ценнейшие для своего времени астрономические расчёты.
Сурья в славянской традиции: современные параллели
Параллели между Сурьей и славянскими божествами — это область современных духовных поисков и неоязыческих учений, а не прямая историческая связь. Веды — это индийское наследие, и термин «русские веды» некорректен. В этих современных интерпретациях выделяют четыре ипостаси солнечного божества, соответствующие годовому солнечному циклу.
Четыре лика солнечного божества
- Хорс (или Коляда): зимнее Солнце, почитаемое от зимнего солнцестояния (21–22 декабря) до весеннего равноденствия (20–21 марта).
- Ярило: весеннее Солнце, бог пробуждения природы и жизненной силы; его время — от весеннего равноденствия до летнего солнцестояния (21–22 июня).
- Даждьбог (или Купала): летнее Солнце, бог плодородия и небесного света; почитается от летнего солнцестояния до осеннего равноденствия (22–23 сентября).
- Сварог: бог неба и небесного огня, по некоторым версиям — прародитель солнечных богов; его период — от осеннего равноденствия до зимнего солнцестояния.
Храмы, посвящённые Сурье
Храм в Конараке: каменная колесница бога
Один из самых величественных храмов Солнца находится в Конарке (штат Одиша, Индия). Построенный в XIII веке, он представляет собой гигантскую небесную колесницу (виману), высеченную из камня.
Стены храма украшают 12 пар огромных каменных колёс, символизирующих 12 месяцев года. Каждое колесо с восемью спицами (символ восьми прахар — трёхчасовых отрезков суток) служит солнечными часами. У лестницы застыли семь каменных коней, готовых унести колесницу в вечность. К сожалению, главная башня храма (шикхара) была разрушена, но сохранившийся зал для молящихся (джагамохана) до сих пор поражает воображение.
Другие известные храмы Сурьи
В Индии существует более десятка храмов, посвящённых Сурье, например храм Биранчи Нараян в Бугуде и храм в деревне Палия. Святилища бога Солнца можно найти и за пределами Индии: в Непале, Китае, Таиланде, Пакистане и даже на Американском континенте, где их строили древние цивилизации.
Сурья-намаскар: практика приветствия Солнца
Сурья-намаскар — приветствуем Солнце!
Сурья-намаскар, что означает «приветствие» или «поклонение Солнцу», — это динамический комплекс асан (поз йоги), который символизирует преклонение перед Сурьей как источником всей жизни на Земле.
История и значение комплекса
Хотя поклонение Солнцу в Индии существовало с древних времён, современный стандартизированный комплекс асан Сурья-намаскар сформировался в XX веке. Его популяризировали такие мастера, как Раджа Бхаванрао Пант Пратинидхи и великий учитель Тирумалай Кришнамачарья. Именно Кришнамачарья передал эту практику своим ученикам — Б. К. С. Айенгару, Индре Деви и Шри К. Паттабхи Джойсу, которые познакомили с ней весь мир.
Последовательность асан и мантр
Приветствие Солнцу традиционно выполняется на рассвете. Классический вариант включает 12 асан, синхронизированных с дыханием и мантрами. Каждое движение становится подношением божеству.
- Пранамасана (поза молящегося): выдох; концентрация на анахата-чакре; мантра «Ом Митрая Намаха» (поклон Дружелюбному).
- Хаста-уттанасана (прогиб назад): вдох; концентрация на вишуддха-чакре; мантра «Ом Равайе Намаха» (поклон Сияющему).
- Падахастасана (наклон вперёд): выдох; концентрация на свадхиштхана-чакре; мантра «Ом Сурьяя Намаха» (поклон Солнцу).
- Ашва-санчаланасана (поза всадника, правая нога назад): вдох; концентрация на аджня-чакре; мантра «Ом Бханаве Намаха» (поклон Дарующему свет).
- Парватасана (поза горы): выдох; концентрация на вишуддха-чакре; мантра «Ом Кхагая Намаха» (поклон Движущемуся по небу).
- Аштанга-намаскара (приветствие восемью точками): задержка дыхания; концентрация на манипура-чакре; мантра «Ом Пушне Намаха» (поклон Питающему).
- Бхуджангасана (поза кобры): вдох; концентрация на свадхиштхана-чакре; мантра «Ом Хираньягарбхая Намаха» (поклон Золотому Зародышу).
- Парватасана (поза горы): выдох; концентрация на вишуддха-чакре; мантра «Ом Маричае Намаха» (поклон Лучезарному).
- Ашва-санчаланасана (поза всадника, левая нога вперёд): вдох; концентрация на аджня-чакре; мантра «Ом Адитьяя Намаха» (поклон сыну Адити).
- Падахастасана (наклон вперёд): выдох; концентрация на свадхиштхана-чакре; мантра «Ом Савитре Намаха» (поклон Побуждающему).
- Хаста-уттанасана (прогиб назад): вдох; концентрация на вишуддха-чакре; мантра «Ом Аркая Намаха» (поклон Источнику энергии).
- Пранамасана (поза молящегося): выдох; концентрация на анахата-чакре; мантра «Ом Бхаскарая Намаха» (поклон Ведущему к просветлению).
Далее последовательность повторяется с левой ноги (в 4-й асане левая нога отводится назад, а в 9-й вперёд выносится правая). Эти 24 асаны составляют один полный круг Сурья-намаскар.
Духовный аспект практики
Выполняя каждую асану, практикующий концентрируется на соответствующем энергетическом центре (чакре) и мысленно произносит мантру. Считается, что 12 солнечных мантр несут в себе животворящую силу Сурьи. Когда практика выполняется с полным осознанием и почтением, она превращает рассеянную энергию ума в сфокусированную созидательную силу.
Дэвата Сурья: божественная сущность Солнца
Сурья — это дэвата, божество, управляющее Солнцем. Впервые он упоминается в «Ригведе» (например, в гимне I.115) как символ света, рассеивающего тьму и дарующего мудрость.
Сурья в «Ригведе»
В «Ригведе» Сурья поэтически описывается так:
- «драгоценный камень в небесах»;
- «чистый, прекрасный лик закона»;
- «золотое украшение небес».
Взошёл яркий лик богов, Око Митры, Варуны, Агни. Он заполнил собой небо и землю, воздушное пространство. Сурья — дыхание жизни движущегося и неподвижного (мира).
Ригведа, I.115.1
Сурья-Нараяна: связь с Вишну и другими богами
В ранневедический период Сурья был одним из главных божеств. Со временем его культ частично слился с почитанием Вишну и Шивы, но Сурья по-прежнему остаётся важной фигурой в индуизме.
- Брахма (бог-творец) ассоциируется с Солнцем как с аспектом творения.
- Шива считается сверхбожеством (пратьядхидэватой) Солнца, олицетворяя вечный свет, который находится за пределами времени и пространства.
- Вишну (хранитель Вселенной) также выступает сверхбожеством Солнца, поддерживая космический порядок. Считается, что Сурья черпает свою силу из Вишну как из высшего источника.
Со временем Вишну во многом перенял функции Сурьи и стал почитаться в образе Сурья-Нараяны — Сурьи как проявления Вишну. В этой ипостаси он — свет, управляющий циклами творения.
Семья Сурья: потомки солнечного бога
Супруга Санджна и дети
Согласно легендам, женой Сурьи-Вивасвата была Санджна, дочь божественного зодчего Вишвакармана. У них было трое детей:
- Ману Ваивасвата: прародитель нынешнего человечества;
- Яма: бог смерти и справедливости, владыка загробного мира;
- Ями: его сестра-близнец, богиня священной реки Ямуны.
Ями — богиня реки Ямуны
Ями (или Ямуна) ассоциируется с ночью, поэтому её часто изображают с тёмным лицом. Её вахана (ездовое животное) — черепаха, символ воды, выносливости и мироздания. В руках она может держать зеркало (символ иллюзорного мира, майи) или кувшин с водой.
Энергетические аспекты Сурьи в йоге
Сурья-нади (пингала): солнечный энергетический канал
В йоге правая сторона тела считается солнечной и связана с пингала-нади (сурья-нади) — огненным энергетическим каналом. Пингала начинается у основания позвоночника (муладхара-чакра), проходит справа от центрального канала (сушумны) и заканчивается в правой ноздре. Этот канал связан с левым полушарием мозга, которое отвечает за логику, анализ и активную деятельность.
Йогическая традиция объясняет современный ритм жизни с его постоянным напряжением преобладанием активной, солнечной энергии. Это может приводить к дисбалансу и мышечным зажимам в правой части тела. Для гармонизации этого состояния существует пранаяма (дыхательное упражнение) сурья-бхедана («пронизывание Солнца»). Она выполняется так: вдох через правую ноздрю, задержка дыхания и выдох через левую. Согласно древним текстам, таким как «Хатха-йога-прадипика» и «Гхеранда-самхита», эта практика усиливает внутреннее тепло, повышает выносливость и пробуждает духовную энергию кундалини.
Чтобы освоить эти техники безопасно и эффективно, лучше всего пройти структурированный обучающий курс по пранаяме под руководством опытных наставников.
Сурья-чакра: центр солнечной энергии
С правой стороной тела также связывают сурья-чакру — второстепенный энергетический центр. В разных школах её точное расположение варьируется, но чаще всего её помещают между манипура-чакрой (центром солнечного сплетения) и анахата-чакрой (сердечным центром). Считается, что сурья-чакра дополняет действие манипуры, отвечая за силу воли, целеустремлённость и пищеварительный огонь.
Янтра и мантра Сурьи: инструменты для практики
Сурья-янтра: визуальный символ для медитации
Для медитации и ритуалов используется янтра — сакральное геометрическое изображение, символизирующее энергию божества. Сурья-янтра — это визуальная карта энергетической структуры Солнца.
Считается, что медитация на Сурья-янтру помогает усилить солнечную энергию в теле. Традиционно эта практика направлена на:
- укрепление веры в себя и силы воли;
- развитие самоуважения и осознанности;
- усиление внутреннего огня (пищеварительного и метаболического).
При размещении Сурья-янтры дома рекомендуется выбирать восточную сторону. На алтаре изображение Сурьи помещают в центре, так как он считается «оком богов».
Гаятри-мантра: звуковое воплощение солнечной энергии
Одной из главных мантр, связанных с Солнцем, является Гаятри-мантра. Она обращена к божеству Савитару (одному из имён Сурьи) и содержится в «Ригведе».
Её описание и перевод можно найти по ссылке:
Считается, что стих III, 62,10 необходимо произносить трижды в день: на рассвете, в полдень и на закате… Чтение вслух — самый простой способ, сосредоточение помыслов на сути стиха — самый высший.
Свами Вивекананда
Заключение
Сурья — это больше, чем просто божество древнего пантеона. Это универсальный символ света, осознанности и неиссякаемой жизненной силы, который пронизывает мифологию, астрологию и духовные практики. От храмов-колесниц до утреннего комплекса Сурья-намаскар — его энергия напоминает нам о внутреннем свете, который есть в каждом.
Часто задаваемые вопросы (FAQ)
1. Сурья — это то же самое, что и Солнце, которое мы видим на небе?
2. Чем отличаются имена Сурья, Савитар и Рави?
Это разные имена-аспекты одного и того же божества.
- Сурья — общее и наиболее известное имя, обозначающее Солнце как божество.
- Савитар — это аспект, связанный с пробуждающей, животворящей и побуждающей силой Солнца. Именно к нему обращена знаменитая Гаятри-мантра. Савитар — это Солнце до восхода, несущее импульс к жизни.
- Рави — аспект сияющего, дарующего свет Солнца. Это имя часто используется в астрологии джйотиш.
3. Могут ли практиковать Сурья-намаскар люди, не исповедующие индуизм?
Да, безусловно. Сегодня Сурья-намаскар во всём мире воспринимается в первую очередь как эффективная практика йоги для укрепления тела, развития гибкости и гармонизации энергии. Вы можете выполнять его как физическое упражнение. Если же вы хотите углубить практику, можно добавить духовный аспект — осознанное выражение благодарности Солнцу как источнику жизни, что является универсальной концепцией, близкой многим культурам.
4. Как, согласно джйотишу, можно гармонизировать энергию Сурьи в гороскопе?
Традиционно для гармонизации Солнца рекомендуются следующие практики (упайи):
- Духовные практики: регулярное чтение Гаятри-мантры или мантры «Ом Сурьяя Намаха», особенно по воскресеньям.
- Поведенческие практики: ранний подъём и встреча рассвета, выражение почтения отцу и другим авторитетным фигурам, развитие щедрости и ответственности.
- Подношения: предложение воды Солнцу на рассвете (аргхья).
- Ношение камней: считается, что рубин усиливает энергию Солнца, но подбирать камни следует только после консультации с опытным ведическим астрологом.
5. Почему Сурья так тесно связан с Вишну в более поздней традиции?
В процессе развития индуизма многие функции древних ведических богов были интегрированы в культы верховных божеств — Вишну и Шивы. Вишну как хранитель мирового порядка (дхармы) естественным образом вобрал в себя солярные аспекты, ведь Солнце — главный регулятор жизни и времени на Земле. Форма Сурья-Нараяна объединяет их, показывая, что свет и энергия Сурьи исходят от Вишну как от высшего источника, поддерживающего Вселенную.
Комплекс Сурья-намаскар, или «Приветствие Солнцу», очень популярен среди людей, практикующих йогу. Регулярное его выполнение поддерживает физическое здоровье, наполняет силами, дарует солнечную, активную энергию. Но действие комплекса этим не ограничивается. Считается, что Сурья-намаскар подготавливает человека к духовному пробуждению, так как содержит почти все важные элементы практики йоги:...
