Измени себя — изменится Мир вокруг

Джатака о чёрном быке

Везде, где груз весьма тяжёл…» – это рассказал Учитель, пребывая в роще Джеты, по поводу двойного чуда. Об этом, а также о [его] сошествии с небес будет поведано в тринадцатой книге, в джатаке о газели Сарабха. После того как Самьяк Самбудда (Полностью Пробуждённый) сотворил двойное чудо и посетил мир богов, он спустился в город Самкасса в великий день праварана и в окружении большой свиты отправился в рощу Джеты.

Бхикшу (монахи) собрались в зале для слушания Дхармы и, усевшись, принялись прославлять достоинства Учителя такими словами:

«Друзья, Татхагате нет равных в силе. Нести бремя, которое несёт Татхагата, не способен никто другой. Шесть учителей говорили: «Мы собираемся сотворить чудо, мы собираемся сотворить чудо», но они не смогли сотворить даже одного чуда. Воистину, Учитель не имеет равных в силе».

Вдруг пришёл Учитель и спросил:

«Для какого разговора, бхикшу, вы сейчас собрались здесь?»

Они ответили:

«Почтенный, для перечисления твоих достоинств и ни для чего иного».

Тогда Учитель сказал:

«Бхикшу, мог бы кто-либо нести на себе бремя, которое я нынче несу? Также и в прошлом, когда я перевоплощался животным, я не смог никого найти, кто был бы равен мне в силе».

И он поведал о былом:

Когда в Варанаси правил Брахмадатта, Бодхисаттва перевоплотился быком. Будучи ещё маленьким телёнком, его хозяева отдали его одной старухе, в чьём доме они жили, дабы этим оплатить своё проживание. Она кормила его отваром риса, другими рисовыми блюдами, содержала и воспитывала, как собственного сына. Его звали Бабушкиным Чернышом. Когда он вырос, его глаза были чёрные, подобно ресницам глаз; жил он среди быков той деревни. Он был добр и добродетелен. Деревенские дети хватали его за рога, уши, шею и повисали на нём, они также хватали его за хвост и, играя, садились ему на спину.

Однажды он подумал:

«Моя мать плохо себя чувствует, она поставила меня на место сына и воспитывала меня с большим трудом. Что, если я заработаю денег и тем самым избавлю её от плохого положения?»

С тех пор он ходил кругом в поисках возможного заработка. И вот однажды молодой предводитель каравана с пятьюстами повозками подошёл к труднопроходимому броду. Его волы не могли вытащить повозки, и из всех пятисот повозок волы, запряжённые поочередно, не смогли вытащить ни одной повозки.

Бодхисаттва в это время пребывал вместе с быками той деревни недалеко от брода. Молодой предводитель каравана был знатоком крупного рогатого скота, он принялся искать вокруг, нет ли среди этих животных благородного быка, который смог бы перетащить повозки; и, увидев Бодхисатву, подумал:

«Это животное благородного происхождения сможет вытащить мои повозки, где же его хозяин?»

Он спросил у пастухов:

«Где же хозяин этого быка? Я хотел бы его запрячь в свои повозки, и, когда он их вытащит, выплатить вознаграждение».

Они сказали:

«Возьмите его и запрягите, его хозяина сейчас здесь нет».

Тогда он привязал к его носу ремень и стал его тянуть, но не мог его сдвинуть с места, ибо Бодхисаттва подумал:

«Когда будет назначена награда, я пойду», поэтому он и не двигался. Молодой предводитель каравана понял его мысль и сказал:

«Хозяин, если ты переправишь эти пятьсот повозок, я заплачу за каждую повозку по две каршапаны, в общем [я заплачу] тысячу».

Тогда Бодхисатва сам пошёл вперёд, и люди принялись запрягать его в повозки. Однако он рывком поднимал каждую из них и ставил на твёрдую землю — таким образом он вытащил все повозки.

Затем молодой предводитель каравана дал по одной каршапане за каждую повозку, собрал пять сотен в узелок и повесил их на шею быка.

Бодхисаттва же подумал:

«Он не заплатил мне так, как изначально был уговор. Я не позволю ему уехать», и он пошёл, и встал перед первой повозкой, преграждая путь.

Молодой предводитель каравана подумал:

«Мне кажется, он понял, что в его оплате чего-то не хватает», — и завязал в узелок тысячу монет, и повесил их на его шею, сказав: «Вот плата за переправу повозок».

С узелком из тысячи монет бык отправился к своей матери.

Тут деревенские дети сказали: «Что это на шее у Бабушкиного Черныша?» — и подбежали к Бодхисаттве.

Однако он отогнал их прочь и затем отправился к своей матери. От трудной работы с пятьюстами повозками его глаза покраснели, и по нему было видно, что он устал.

Завидев узелок с тысячью каршапан у него на шее, упасика сказала:

«Дорогой, откуда у тебя это?»

Также она спросила детей пастухов. Узнав о случившемся, она сказала:

«Дорогой, разве желала я жить на твои средства? Зачем же ты пошёл на все эти лишения?»

И она искупала Бодхисаттву в горячей воде, намазала всё его тело кунжутным маслом, дала выпить воды и накормила лечебной пищей. В конце жизни она вместе с Бодхисаттвой переродилась в обитель своих заслуг.

Закончив это поучение в Дхарме словами:

«Не только теперь, о бхикшу, Татхагата не имел себе равных в силе, но и прежде не было равных ему», он разъяснил суть изложенного и произнёс такую гатху:

«Везде, где груз весьма тяжёл,
Везде, где брод слишком глубок, —
Там запрягают Черныша,
Который вытянет [им] груз».

Показав, таким образом, бхикшу, что прежде Черныш вытянул этот груз, Бхагаван (Блаженный) так отождествил перерождения:

«Тогда старой женщиной была Утпалаварна, Бабушкиным Чернышом же был я сам».

Это интересно
Джатака о том, как зверь Кюнда пожертвовал своё тело

Так было однажды услышано мной. Победоносный пребывал в Раджагрихе, на Коршуньей скале. В то время тело Победоносного охватила простуда. Врач смешал с маслом тридцать два лечебных снадобья и дважды в день давал Победоносному по тридцать два санга этого лекарства.