Содержание
- Два лика Камы: от ведического творца до бога страсти
- Многоликий бог: имена и эпитеты Камы
- Ключевые легенды о Камадэве
- Двойственная природа желаний: путь вверх и путь вниз
- Философия желания: чему учит миф о Каме
- Иконография Камадэва: символы бога любви
- Почитание Камы в Индии
- P.S. Искуситель или учитель?
- Часто задаваемые вопросы (FAQ)
Этот обладатель великолепного лука, издающего звенящий звук,
«Сканда-пурана», часть VIII
взял с собой очаровательные и завораживающие цветочные стрелы.
Он завоеватель миров, самый превосходный.
В ведическом пантеоне есть сила, без которой Вселенная осталась бы инертным и статичным пространством. Это Кама (санскр. काम, kāma — ‘желание, стремление, любовь’), или Камадэв, — бог любви, повелитель желаний и то первоначальное побуждение, которое толкнуло мир к сотворению.
Древние тексты описывают его как юношу ослепительной красоты, чьи черты полны великолепия. «Чародей Вселенной», — так его величает «Сканда-пурана». Кама — это движущая сила, которая выводит из пассивности к действию, к самой жизни. В одних источниках он — сын Брахмы, рождённый из его ума. В других — сын бога справедливости Дхармы. А великая «Махабхарата» рассказывает, что Прадьюмна, сын Кришны, был земным воплощением Камы.
Он владыка мира эмоций, пробуждающий в нас любые устремления: от мимолётных капризов до высших духовных поисков. Его власть простирается далеко за пределы чувственной страсти. Эстетическое наслаждение искусством, жажда знаний, стремление к самопознанию — всё это творения Камадэва.
Два лика Камы: от ведического творца до бога страсти
Изначально, в Ведах, образ Камы был далёк от земной любви и страсти. «Атхарваведа» описывает его как «Творца» и «Высшее божество», а «Ригведа» видит в нём олицетворение созидательного импульса. Его называли «первым семенем ума» — той самой первичной вибрацией, которая нарушила покой небытия и положила начало Творению, подобно ряби на глади воды.
Лишь со временем, в пуранический период, роль Камы сузилась. Его всё чаще стали связывать с физиологическими желаниями, низшими эмоциями и страстными влечениями. Так он, подобно древнегреческому Купидону, стал возмутителем сердец, пронзающим их своими цветочными стрелами.
Его супругу зовут Рати (रति, rati — ‘наслаждение, радость’), она же Прити (प्रीति, prīti — ‘любовь, дружба’). Согласно «Вишну-пуране», она одна из дочерей Праджапати12 Дакши3. Когда Кама воплотился в мире как Прадьюмна, Рати родилась под именем Майявати, чтобы снова стать его женой. Их сыном был Анируддха (санскр. अनिरुद्ध, aniruddha — ‘беспрепятственный’). На физическом уровне Каму символически связывают с кровью4 — носителем жизненной силы и страстей.
Многоликий бог: имена и эпитеты Камы
क्लींकामदेवायनमः
Klīaṃ Kāmadevāya Namaḥ (Клим Камадэвая Намах)
Почитание Камадэву!
Камадэв-мантра
Имя Кама (काम, kāma) на санскрите означает не только любовь или чувственное влечение, но и желание как таковое, побуждение к действию. Интересно, что в писаниях Камой иногда именуют и других богов — Вишну, Шиву и Агни. Например, в гимне «Атхарваведы» к Агни, богу огня, обращаются по имени Кама:
Кто всепожирающий бог, кого также зовут Камой,
Кого зовут дарителем забирающим,
Кто мудр, могуч, всеобъемлющ, невредим —
Да будет тем огням это возлияние!
Многочисленные эпитеты Камы раскрывают его природу ещё глубже:
- Пушпа-чапа (puṣpa-cāpa): ‘обладающий луком из цветов’.
- Манасиджа (manasi-ja): ‘рождённый в уме’. Тот же смысл несёт имя Манобхава (mano-bhava) — ‘возникший в мыслях’.
- Манматха (manmatha): ‘волнующий, смущающий душу’.
- Мадана (madana): ‘одурманивающий, сводящий с ума’.
- Мара (māra): ‘уничтожающий, препятствие, смерть’. Этот эпитет особенно важен в буддизме, где Мара олицетворяет искушения, мешающие достичь просветления.
- Ананга (anaṅga): ‘бестелесный’. Это имя связано с одной из самых известных легенд.
Ключевые легенды о Камадэве
О, рождённый умом! Пусть не будет помех для твоих стрел в этом мире. Очаровывай и завораживай всю Вселенную, благодаря моей милости!
«Брахманда-пурана». Речь богини Шридэви к богу Каме
Мифы о Каме — это не просто сказки, а глубокие аллегории о природе желания, сознания и духовного пути.
Легенда о сожжении: аллегория победы сознания над страстью
Самый известный миф, описанный в «Шива-пуране» и других текстах, рассказывает о сожжении Камы. Демон Таракасур обрёл неуязвимость, и одолеть его мог лишь сын Шивы. Но Шива был погружён в глубокую медитацию, и ничто не могло его отвлечь. Тогда боги во главе с Индрой попросили о помощи Каму, чтобы тот разжёг в сердце Шивы любовь к Парвати.
Кама проник в обитель Шивы, создал вокруг атмосферу вечной весны и выпустил в медитирующего бога свою самую чарующую цветочную стрелу. На мгновение ум Шивы дрогнул. Разгневанный вмешательством, он открыл свой третий глаз, и испепеляющий огонь превратил бога любви в горстку пепла. Так Кама стал Анангой — ‘бестелесным’.
Позже, по мольбе богов и его супруги Рати, Шива вернул Каме жизнь, но оставил его без физического тела. Эта легенда — яркая метафора «сжигания страстей». Шива олицетворяет чистое сознание (наблюдателя), а Кама — желание, которое пытается захватить ум. Огонь третьего глаза символизирует силу осознанности, которая способна разрушить власть слепого влечения ещё до того, как оно проявится в действии.
Легенда о перерождении: возвращение в мир
Благодаря жертве Камы у Шивы и Парвати родился сын Картикея, который победил Таракасура. Но история бога любви на этом не закончилась. Согласно «Матсья-пуране», после сожжения Кама переродился в мире как Прадьюмна — сын Кришны и Рукмини.
«Бхагавата-пурана» повествует, как асур Самвара, зная, что младенец станет его врагом, похитил его и бросил в океан. Ребёнка проглотила рыба, которую выловили и принесли на кухню самого асура. Там повариха Майявати (воплощение Рати) нашла дитя в брюхе рыбы. Мудрец Нарада5 открыл ей, что это её супруг Кама.
Майявати вырастила Прадьюмна, а когда он возмужал, рассказала ему правду. Она передала ему тайное знание махамайи, рассеивающее любые иллюзии. С его помощью Прадьюмна убил Самвару и вместе с Рати вернулся в Двараку6, принеся великую радость своим родителям.
Двойственная природа желаний: путь вверх и путь вниз
Всё, что достигается в мире, имеет в своей основе Каму (желание). Как можно осуждать тебя тем, кто стремится к спасению. Ведь ими также движет желание Освобождения.
«Сканда-пурана». Слова Индры к Каме
Камадэв правит царством, состоящим из двух областей: высшей и низшей. Он пробуждает в нас как грубую эмоциональность, так и возвышенные чувства.
- Низшая природа Камы: порождает эгоистичные и разрушительные эмоции. Жадность, зависть, гордыня, гнев, похоть, страх и уныние — всё это проявления его низшей власти. Эта область основана на инстинктах, подсознательных реакциях и слепых страстях.
- Высшая природа Камы: ведёт к просветлению. Она рождает истинную бескорыстную любовь, сорадость, сострадание, доброту, чуткость и душевную открытость. Это стремление к красоте, гармонии и духовному росту.
Мир желаний, или Кама-лока7, — это астральный план, мир эмоций. В нём действуют две силы: притяжение (любовь, симпатия) и отталкивание (ненависть, антипатия). Сила отторжения доминирует в низших, плотных слоях этого мира. Сила притяжения — в высших, тонких. От нашего выбора зависит, в каком направлении будет течь энергия наших желаний — вверх или вниз.
Именно поэтому Кама-лока в некоторых учениях считается «чистилищем» — местом, где душа после смерти очищается от земных привязанностей. Чем сильнее были эгоистичные желания и страсти, тем труднее душе освободиться.
Философия желания: чему учит миф о Каме
Желанием всё мирозданье одето.
«Бхагавад-гита»
Желание — недруг познанья и света.
Враг мудрости — мудрость ввергает в пыланье,
То алчное пламя в обличье желанья.
Желание — это первый импульс, породивший проявленный мир. Без него нет действия, нет жизни, нет эволюции. Однако природа наших желаний определяет наш путь: ведут они к развитию или к деградации.
Желание как учитель
Эгоистичное желание неизбежно ведёт к страданию. В этом и заключается главный урок Камадэва. Страдание — это не наказание, а механизм обратной связи. Переживая горький опыт и разочарование от погони за мнимым счастьем, человек рано или поздно осознаёт иллюзорность и бренность эгоистичных устремлений. Страдания словно выжигают низшие страсти, освобождая место для желаний более высокого порядка.
Благодаря страданию возникает желание Освобождения.
«Санкхья-Карика»
Путь к свободе
«Махабхарата» утверждает, что нет иных уз, кроме уз Камы. Рассечь их — значит обрести освобождение. Но это не означает тотальное уничтожение всех желаний. Речь идёт об освобождении от власти слепых, неконтролируемых влечений.
Тот, кого совершенно не волнуют стремления к удовольствиям, называется совершенно просветлённым… Желание удовольствий возникает только при отклонении от Сознания.
«Йога-Васиштха»
Человек, познавший свою истинную природу, перестаёт быть рабом постоянно волнующих ум импульсов. Он сам осознанно выбирает те устремления, которые ведут его по пути эволюции. Он учится различать природу своих желаний:
- Эгоистичные желания всегда требуют усилий и борьбы.
- Желания, соответствующие дхарме (вселенскому закону и личному предназначению), исполняются легко, словно всё мироздание помогает им осуществиться.
От эгоистичной любви к единству
В отношениях между людьми Кама также проявляет свою двойственность. Чаще всего мы сталкиваемся с его низшей формой — эмоциональной любовью, основанной на попытке компенсировать собственную нехватку за счёт другого. Мы ищем в партнёре то, чего нам недостаёт, и требуем, чтобы он создавал для нас иллюзию цельности. Такие отношения полны ожиданий, претензий и, как следствие, страданий.
Истинная, или высшая, любовь возможна лишь между двумя цельными личностями. Они ничего не требуют друг от друга, потому что уже самодостаточны. Их союз — это не попытка заполнить пустоту, а расширение, в котором царит покой, мир и постигается подлинное счастье единства.
Иконография Камадэва: символы бога любви
Тьма или ночь — его слон; рыба — его флаг; попугай — его лошадь; зефир — его колесница; Весна — его союзник… сахарный тростник — его лук; пчёлы — его тетива и пять цветов — его стрелы, разжигающие мысли о любви.
Из «Теварам»8
Каждое изображение Камы наполнено глубоким символизмом:
- Внешность: Его изображают вечно молодым и прекрасным юношей.
- Вахана (ездовое животное): Чаще всего он восседает на попугае Шуке. Попугай символизирует речь и повторение, намекая на то, как желания повторяются в нашем уме в виде навязчивых мыслей.
- Знамя: На его флаге изображена Макара — мифическое водное чудовище, что подчёркивает связь Камы с миром эмоций (стихия воды).
- Лук: Сделан из сахарного тростника, а тетива — из жужжащих пчёл. Сладость тростника символизирует удовольствие, а жужжание пчёл — беспокойство и боль, которые часто сопровождают страсть.
- Стрелы: У него пять цветочных стрел, которые благоухают ароматами лотоса, жасмина, манго, ашоки и лилии. Считается, что эти пять стрел символизируют пять чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание), через которые желания проникают в наш ум и сердце.
Почитание Камы в Индии
Хотя Камадэв — один из важнейших богов, отдельных храмов, посвящённых только ему, практически нет. Тем не менее его культ является частью поклонения Вишну, особенно в Южной Индии.
- Храмы: Древний храм Мадан Камадэв в штате Ассам, по легенде, стоит на том самом месте, где бог любви возродился после сожжения. Изображения Камы также можно найти в храмах Камешвары в Арагалуре и Камьяване, храме Саундараджа Перумал и других.
- Праздники: Знаменитый праздник весны Холи, также известный как Кама-Махотсава, напрямую связан с пробуждением природы и силой бога любви.
- Священное дерево: Дерево Ашока (санскр. अशोक, aśoka — ‘беспечальное’), которое, по преданию, избавляет от тоски, считается символом любви и посвящено Камадэву.
P.S. Искуситель или учитель?
Мифы представляют Каму то источником страданий, то силой, без которой немыслима сама жизнь. Эта двойственность — ключ к его пониманию. Кама — не зло и не добро. Он — энергия, а кем он станет для вас, искусителем или учителем, — решать только вам.
Он может пробуждать слепую страсть, а может — светлое стремление к просветлению, которое есть не что иное, как высшее проявление любви к Богу. А любовь к Богу — это трепетное и сострадательное отношение ко всему Творению. Ведь всё, что нас окружает, — это единое божественное сознание, которое стремится познать и выразить себя через каждого из нас.
ОМ.
Часто задаваемые вопросы (FAQ)
1. Кама — это индийский аналог Купидона?
2. Значит ли миф о сожжении Камы, что йога призывает полностью отказаться от желаний?
3. Почему Шива так жестоко поступил с Камой, если любовь — это благо?
4. В чём разница между <i>камой</i> (желанием) и <i>премой</i> (божественной любовью)?
त्रीणिपदान्यश्विनोराविःसान्तिगुहापरः。 कवीऋतस्यपत्मभिरर्वाग्जीवेभ्यस्परि॥२३॥ «Три следа у Ашвинов, То оказывающиеся явными, то скрытые вдали. Два мудреца путями Вселенского закона Пусть прилетают в наши края ради всех живых существ!» «Ригведа»1, VIII.8.23 Ашвины (санскр. aśvin) — одни из самых таинственных и светлых божеств ведического пантеона. Это два брата-близнеца, сыновья бог...