Измени себя — изменится Мир вокруг

Что такое капище: устройство, ритуалы и главные святилища древних славян

Слушать 1x 0:00·32:15
Текст читает: Павел Каминский

Капища — это сакральные пространства, где наши предки почитали богов. Эти «места силы» обычно располагались на возвышенностях, вдали от поселений, и служили для проведения обрядов, празднеств и принесения даров-треб. Центральными элементами святилищ были капи — изваяния божеств.

Значение слова «капище»: от идола до центра мира

Происхождение слова «капище» до сих пор вызывает споры у лингвистов. Однозначной трактовки нет, но существует несколько версий, которые не столько противоречат, сколько дополняют друг друга, раскрывая глубину понятия.

  • От слова «капь»: согласно «Этимологическому словарю М. Фасмера», слово происходит от старославянского «капь» — ‘образ, статуя, идол’. Владимир Даль в своём словаре определяет «капище» как ‘кумирню, место, где стоят идолы’. Эта версия считается основной в академической науке.
  • От идеи круга: в «Толковом словаре Д. Н. Ушакова» капище определяется как «языческий храм». Само слово «храм» (как и «хоровод», «хоромы») имеет общий корень со словами, обозначающими круг. Капища часто имели круглую форму, символизируя цикличность времени и устройство мира. Некоторые исследователи предполагают, что и корень «кап» в праязыке мог означать нечто круглое. В качестве аналогии они приводят английское слово cup — ‘чаша’, имеющая округлую форму.
  • От понятия «верх»: слово могло обозначать нечто, находящееся на возвышении. Эта версия находит параллели в латинском caput (‘голова’) и русском «купол». Сюда же относят слова «капелла» (пристройка в храме) и «Капитолий» — название одного из семи холмов, на которых был основан Рим.
  • От слова «копа»: так называлось народное собрание (сходка) для решения общинных вопросов. В этом смысле капище могло быть не только духовным, но и социальным центром, местом единения воли рода.
  • От глагола «копать»: есть версия, связывающая «капище» со словом «копать». В этом значении святилище — это место, окопанное рвом и таким образом ритуально отделённое от мира людей.
  • Как центр силы: поэт А. С. Пушкин использовал это слово как метафору: «Когда из капища наук являлся он…». Здесь «капище наук» — это университет, средоточие знаний. Так и древнее капище было центром, где концентрировались мощные потоки силы Земли-Матушки и устанавливалась связь с богами.
«Берегиня». Художник: Виктор Корольков

Таким образом, капище в древнерусской традиции — это священное место силы на возвышенности, часто огороженное по кругу, где установлены изваяния богов и проводятся обряды.

Как выглядели славянские капища

Устройство и ключевые элементы древних святилищ

Археологические раскопки позволяют выделить общие черты в структуре и устройстве культовых объектов славян. Большинство святилищ имели несколько характерных деталей.

«Капище». Художник: Всеволод Иванов
  1. Ограждение: священное место всегда отделялось от внешнего мира. Ограда могла быть круглой (чаще на капищах солнечных богов) или овальной, в форме яйца (в честь Рода). Её выкладывали из камней, городили из деревянных кольев или насыпали земляной вал, который часто дополнялся рвом.
  2. Капи (идолы): в центре святилища находились изваяния божеств, которые также называют кумирами или чурами. Их вырезали из дерева или высекали из камня, всегда устанавливая лицом к восходу солнца — на восток. На идолах изображали лик бога и его атрибуты. Современные родноверческие общины, воссоздавая образы богов, придерживаются древних канонов:
    • у Перуна — молния, меч или громовое коло (шестиспицевое колесо);
    • у Велеса — посох или рог изобилия;
    • у Макоши — знак засеянного поля.

    Капь Рода Всевышнего, как правило, не имеет лика, так как он объединяет в себе всех богов. На Родовом столбе делают три зарубки, символизирующие три мира: Явь, Навь и Правь. Идолов всегда делали выше человеческого роста, чтобы человек, глядя на них, устремлял свой взор к небу.

  3. Алатырный камень: перед изваяниями богов располагался большой плоский камень — Алатырь. Он служил алтарём для принесения треб и даров: на него возливали молоко и мёд, клали хлеб и другие подношения.
  4. Огневище (крада): перед Алатырём выкладывали из камней круг для разжигания священного огня — крады. Через этот огонь дары «возносились» к богам в Сваргу.
  5. Требище: это часть святилища, предназначенная для мирян. Здесь народ собирался на праздники и приносил требы. Само капище, где стояли идолы, считалось зоной высшей сакральности, куда могли входить только волхвы и жрецы.
  6. Калинов мост: если капище было отделено рвом, через него прокладывали мост. В мифологическом сознании он символизировал переход между миром людей (Явью) и миром богов (Правью). Пересечь его могли только посвящённые.
«Капище у озера». Автор: Всеволод Иванов

Помимо этих элементов, существовали и другие особенности. Вход в святилище, огневище, Алатырь и капь должны были находиться на одной линии. Рядом с капищем часто располагалась священная роща и обязательно был источник чистой воды: родник, колодец или водоём.

Это интересно
Ярило: история, символы, праздники, бог весеннего солнца

Как Ярилушка родился — мир, как Солнце, озарился! Как Ярила улыбнётся — вся Вселенная смеётся! Как Ярилушка встаёт ото сна — снова к нам приходит Весна! Славься Божьей силой, светлый бог Ярила! Лучезарному Велеса сыну — Яриле хвала! «Песни Птицы Гамаюн»[[1]] Ярило (или Ярила) — один из самых ярких и мощных богов славянского пантеона. Он олицетворяет юное, яростное весеннее солнце, чья...

Святилища под открытым небом и крытые храмы

Основными письменными источниками о славянских святилищах служат, как ни парадоксально, записи христианских миссионеров. Важно понимать, что эти тексты писались с определённой целью и отражают взгляд людей иной веры, поэтому к их оценкам стоит подходить критически. Авторы летописей описывали обряды, которые не понимали, и ставили своей задачей искоренение «идольской веры»: разорение капищ, сожжение и утопление кумиров. Именно они, стремясь очернить старую веру, создали миф о кровавых человеческих жертвоприношениях, который не находит подтверждения в археологических данных.

Из этих записей следует, что у восточных славян святилища были преимущественно под открытым небом. Однако у их западных, балтийских собратьев существовали полноценные деревянные храмы. Самый известный из них — храм бога Святовита в городе Аркона на острове Рюген (ныне Германия). Согласно описанию Саксона Грамматика, это было искусно срубленное здание, внутри которого стоял огромный четырёхликий идол, отделённый от остального пространства пурпурной завесой.

Были ли крытые храмы у восточных славян? Этот вопрос остаётся дискуссионным.

  • Сторонники этой идеи ссылаются на упоминание «храмов идольских» в «Памяти и похвале Владимиру», а также на археологические находки. Например, остатки деревянного сооружения XI–XII вв. были обнаружены у села Западная Липа на Днестре.
  • Противники утверждают, что восточнославянская традиция была теснее связана с природой, и потому храмом для них была сама священная роща, холм или берег реки. Единение с природой было важнее рукотворных построек.
Капище Перуна в Калужской области

Функции капищ и главные обряды

На капище проходили все ключевые обрядовые действия: славление богов, принесение треб, календарные праздники. Ритуалы проводились волхвами и жрецами в строгой последовательности: очищение пространства, призыв духов-хранителей места, зачин, основная часть и завершение.

Ключевые ритуалы на капище

  • Принесение треб: славяне приносили богам бескровные дары — квас, мёд, молоко, зерно, кашу, свежеиспечённый каравай. Дары возлагали на Алатырный камень или сжигали на священном огне-краде. Огонь (Сварожич) выступал посредником, доставляющим требу от мира людей к миру богов.
  • Очищающие костры: во время больших обрядов по восьми сторонам света от капища разжигали костры. Огонь для них добывали «живым» способом — трением дерева.
  • Обрядовый обход (коло): движение по кругу было важной частью ритуала. Во славу светлых богов обход совершали посолонь (по часовой стрелке). Богов тёмной части года (Нави) чтили, двигаясь противосолонь (против часовой стрелки).
  • Календарные празднества: на капищах отмечали ключевые точки годового цикла (Кологода). Например, на Радогощ (Осеннее равноденствие) сжигали соломенную птицу, провожая светлую часть года и символически «закрывая» врата в небесную Сваргу до весны.
«Радуга над Арконой». Художник: Всеволод Иванов

Правила поведения в священном месте

Входить на требище следовало с западной стороны, лицом на восток — к восходящему солнцу. К богам обращались только с чистым сердцем и светлыми мыслями. На территории святилища не было места мирской суете, злобе или унынию. Перед обрядом полагалось совершить омовение и надеть чистую обрядовую одежду.

Это интересно
Стрибог — владыка ветров: мифы, значение имени и символика (Стрибожич)

У Стрибога очи синие — отражение безграничного небесного океана. Он плывёт в ладье по лазоревым воздушным просторам и трубит в рог, оповещая о своём приближении. Так начинается миф об одном из верховных богов славянского пантеона — владыке ветров, чья сила наполняет пространство между небом и землёй. Стрибог — это не просто повелитель ураганов и лёгких бризов. Он — воплощение вечного...

Древние капища славянских богов

Где находились главные святилища славян

Установить точное местоположение всех древних капищ сегодня невозможно. Однако археологические данные, анализ летописей и топонимов (названий мест) позволяют выдвигать обоснованные предположения.

В «Несторовой летописи» говорится об идолах, установленных князем Владимиром в Киеве на холме: «Перуна деревянного с главой серебряной и златыми усами, Хорса, Дажьбога, Стрибога, Семаргла и Макоши». После крещения Руси все они были уничтожены.

Ключевой факт, подтверждённый множеством источников, заключается в том, что христианские церкви и монастыри часто возводились на местах разрушенных языческих святилищ. Это был не просто акт уничтожения старой веры, но и способ «присвоить» сакральную силу места, намоленного веками. Даже само слово «церковь», по одной из версий, происходит от латинского circus — ‘круг’, что может быть отсылкой к круглой форме древних капищ.

Художник: Виктор Крыжановский

Вот лишь несколько известных примеров:

  • Урочище Перынь под Новгородом: на холме у истока реки Волхов находилось центральное святилище новгородских славян, посвящённое Перуну. Археолог В. В. Седов реконструировал его облик: круглая площадка диаметром 21 метр, в центре которой стоял идол. Площадку окружал ров в форме восьмилепесткового цветка, в «лепестках» которого, вероятно, горели ритуальные костры. Позднее на этом месте был основан Перынский монастырь Рождества Богородицы.
  • Святилища Велеса: христианским «преемником» Велеса, покровителя лесов, мудрости и скота, стал святой Власий. Поэтому церкви, освящённые в его честь, с большой вероятностью стоят на местах древних капищ Велеса. Например, церковь Св. Власия в Новгороде стоит на улице, которая раньше называлась Волосовой. Одним из главных святилищ Велеса в Москве считается Голосов (Велесов) овраг в Коломенском.
  • Ярилина гора: это место близ Переславля-Залесского на берегу Плещеева озера было капищем Ярилы, бога весеннего солнца. Рядом с горой лежит знаменитый Синь-камень — древний валун, также бывший объектом почитания.
  • Крупные культовые центры: наряду с новгородской Перынью и знаменитой Арконой, мощные городища-святилища существовали по всему славянскому миру: на горе Шлежа в Силезии, на Лысой Горе в Польше, а также на берегах реки Збруч (городища Богит, Звенигород), где был найден знаменитый Збручский идол.
собор Василия Блаженного

Древние капища на территории Москвы

Москва стоит на множестве холмов, и многие из них в древности были сакральными местами.

  • Храм Василия Блаженного: существует убедительная гипотеза, что главный собор Красной площади стоит на месте центрального капища древней Москвы. Его композиция — центральный шатёр и восемь церквей вокруг — точно повторяет предполагаемую структуру святилища Перуна (центральный идол и восемь костров по сторонам света). Даже сегодня в орнаментах храма можно найти древние солярные символы.
  • Боровицкий холм (Кремль): на этом холме, некогда покрытом сосновым бором, находилось одно из древнейших святилищ. Позже здесь построили первую христианскую церковь Рождества Иоанна Предтечи. Символично, что Иоанн Креститель в народном сознании заместил Купалу, языческого бога летнего солнцестояния. Долгое время у храма лежал чудодейственный камень, к которому москвичи приносили детей для исцеления, пока его не убрали в XIX веке вместе с перестройкой храма.
  • Таганский холм («Болванова гора»): на этом высоком месте (ныне Таганская площадь) стоит церковь Николы на Болвановке. «Болванами» на Руси называли идолов, а «болванками» — сами капища. Это прямое указание на то, что здесь был целый комплекс кумиров.
  • Район Волхонки и Остоженки: сами названия улиц — Волхонка (от «волхвы»), Большой и Малый Власьевские переулки (в честь св. Власия-Велеса), Чертолье (от «черта», граница миров, которую охранял Велес) — указывают на то, что вся эта территория была связана с культом бога Велеса.
Русь

Наследие древних святилищ

С приходом христианства многое, что связывало нас с традициями предков, было разрушено. Но можно ли искоренить то, что живёт в генетической памяти и в самом ландшафте родной земли?

Можно уничтожить рукотворные капища и сжечь кумиров, но нельзя погасить тот светлый источник, что сияет в душе каждого человека. Древние верования возрождаются, потому что их истинная обитель — не на холмах, а в наших сердцах. Мы, потомки древних родов, несём эту связь через века, сохраняя верность и любовь к родным богам и родной земле.

Во славу богов!

Это интересно
Мироустройство по Ведам

Сколько раз, поднимая голову в небо и глядя на звёзды, мы задавали себе вопросы о том, как устроен мир? В детстве это было часто, потом всё реже и реже, а потом мы и вовсе перестали глядеть в небо, потому что в материальном мире появилось больше актуальных забот. Но вопросы-то остались без ответа… Попробуем разобраться в том, что нам о мироустройстве говорят Веды — древние писания, в которых...

Часто задаваемые вопросы (FAQ)

1. Капище и храм — это одно и то же?

Не совсем. Хотя оба слова обозначают место для религиозных ритуалов, под «храмом» чаще понимают крытое здание, тогда как большинство восточнославянских «капищ» были святилищами под открытым небом. Капище — это более широкое понятие, включающее в себя всю священную территорию: площадку с идолами, алтарный камень, ров и священную рощу вокруг.

2. Правда ли, что на капищах приносили человеческие жертвы?

Миф о кровавых человеческих жертвоприношениях активно распространялся христианскими миссионерами для дискредитации языческой веры. Современные археологические и исторические данные не подтверждают существование такой практики у славян. Основными дарами богам (требами) были продукты земледелия и скотоводства: хлеб, зерно, молоко, мёд, квас.

3. Можно ли сегодня посетить древнее славянское капище?

Да, но в разном виде. Можно посетить места, где они когда-то находились, — например, Перынь под Новгородом или Голосов овраг в Москве. На этих «местах силы» до сих пор ощущается особая энергетика. Кроме того, современные родноверческие общины воссоздают капища по всей России, и некоторые из них открыты для посещения в дни праздников.

4. Что такое «капь», «чур» и «идол»?

Это синонимы, обозначающие изваяние бога. «Идол» — слово греческого происхождения. «Капь» — древнее славянское слово, от которого, вероятно, и произошло «капище». «Чур» (или «щур») — слово, связанное с культом предков (пращуров). Все они обозначают священное изображение божества, служившее фокусом для молитвы и обряда.

5. Почему так много древних церквей построено на местах капищ?

Это была целенаправленная политика. Во-первых, это символизировало победу новой веры над старой. Во-вторых, языческие святилища всегда располагались в энергетически сильных местах. Строя церковь на таком месте, новая религия как бы «наследовала» его сакральную мощь и перенаправляла поток верующих, которые веками ходили молиться в это место.