Измени себя — изменится Мир вокруг

Прибежище в буддизме

Статья будет полезна тем, кто хочет узнать, как принять прибежище в буддизме, что это символизирует и какие даёт результаты. В терминах буддизма обратиться к кому-то или чему-то за прибежищем означает попросить дать наставления и обеспечить опору на пути самосовершенствования. Три Драгоценности: Будда, Дхарма и Сангха — три высших понятия, основа учения Будды. По традиции, для того чтобы встать на путь, ведущий к просветлению, человек первым делом принимает прибежище в Трёх Драгоценностях.

Согласно доктрине двух высших направлений буддизма — Махаяны и Ваджраяны — в природе ума каждого человека содержатся качества, соответствующие состоянию Будды:

  • абсолютное сострадание,
  • всеведение,
  • способность действовать результативно,
  • возможность быть Прибежищем для других существ.

Принимая прибежище в Трёх Драгоценностях буддизма, человек становится последователем учения Будды. Согласно буддийской традиции, ученик даёт обеты мирянина и начинает постепенно развивать у себя бодхичитту — стремление достичь просветления, то есть стать Буддой, чтобы помочь всем живым существам пересечь океан сансары.

Статуя Будды

Что такое прибежище

Прибежище — это опора на кого-то, обращение за помощью и советом. Человек имеет склонность находить прибежище во внешнем мире, в объектах, воспринимаемых органами чувств. Все чаяния и надежды обывателя, как правило, связаны с объектами вовне. Люди принимают прибежище в семье и друзьях, желая обеспечить безопасность и возможность регулярно получать удовольствия. Проблема в том, что внешние источники счастья недолговечны и слишком ненадёжны.

Если поместить человека в условия, где нет возможности действовать, нет гаджетов и других людей, он будет испытывать беспокойство, скуку и другие неприятные эмоции. Практика принятия прибежища направлена на то, чтобы поднять сознание ученика на новый уровень. У каждого есть возможность быть полностью удовлетворённым и радостным, опираясь только на своё внутреннее спокойствие, независимо от внешних обстоятельств. Чтобы достичь такого состояния, нужно изменить вектор своего внимания, перенаправив его с внешних объектов внутрь себя.

У прибежища две стороны: внутренняя и внешняя. Прославление Будды, Дхармы и Сангхи — это внешнее прибежище. Внутреннее прибежище обращено к своим высшим качествам и способностям.

В человеке заложен потенциал для того, чтобы освободиться от эгоистичных тенденций ума, развить абсолютные мудрость и сострадание, достичь уровня Будды. Согласно авторитетным текстам буддизма, принятие прибежища в Трёх Драгоценностях — Будде, Дхарме и Сангхе — первый шаг на этом пути. В одном из направлений Буддизма, Ваджраяне, именуемом алмазной колесницей, ученик, помимо Трёх Драгоценностей, принимает прибежище в Трёх корнях, таких как:

  • Лама, то есть духовный Учитель.
  • Йидам — медитационные формы.
  • Защитники Дхармы — существа, охраняющие учение и сам путь самосовершенствования.

Алмазная колесница к трём драгоценностям добавляет ещё одну: ученик принимает прибежище в Гуру, именуемом четвёртой драгоценностью. Ум учителя олицетворяет Будду, речь — Дхарму, а тело — Сангху.

Реализовавшие себя просветлённые существа, Будды, которых бесконечно много, активно помогают живым существам. Будды дают людям необходимые наставления через Учителей — Ламу (на тибетском), или Гуру (на санскрите). Считается, что при чтении молитвы к своему Гуру у человека в уме укрепляется связь с просветлённым состоянием и зарождается реализация. При этом ученик должен осознавать единство своего Учителя с Буддами. Эта практика именуется гуру-йогой.

Практика принятия прибежища в буддизме может быть обращена к божествам. В зависимости от потребностей принимающего прибежище просветлённые существа могут помочь решить те или иные проблемы.

В традиции Ваджраяны существуют подготовительные практики — чагчен нёндро, что переводится как ‘подготовка к Великой печати’. В книге «Основы буддийского пути» лама традиции Кагью Калу Ринпоче пишет, что нёндро включает в себя:

  • Сто тысяч простираний. Во время каждого простирания нужно повторять формулу прибежища. Самый простой вариант: «Я принимаю Прибежище в Будде. Я принимаю Прибежище в Дхарме. Я принимаю Прибежище в Сангхе».
  • Сто тысяч произнесений мантры Ваджрасаттвы. Эта мантра очищает ум от негативных тенденций, тем самым уничтожая причины для возникновения новой кармы.
  • Сто тысяч подношений мандал. Мандалы символизируют дворцы просветлённых существ. Как правило, делаются из песка.
  • Гуру-йога. Медитация с повторением ста тысяч молитв, обращённых к Учителю. Невзирая на то, что эти практики называются предварительными, считается, что они сами по себе могут привести ученика к полному просветлению.

Каждую практику Калу Ринпоче рекомендует начинать с принятия прибежища. Это обеспечивает необходимый альтруистичный настрой. В его книге «Самоцветное украшение разнообразных устных наставлений» описывается такая визуализация:

«Принимая прибежище во время Нёндро, мы медитируем, что теперешнее окружение, в котором мы находимся, не в его обычном виде, но представляет собой просторный красивый луг. В середине луга располагается огромное озеро, наполненное водой с весьма специфическим свойством: это не обычное озеро, но волшебное, чудесное озеро. Вокруг озера на зелёном берегу растут цветы, а на его поверхности отдыхают птицы.

В центре озера растёт громадное дерево с одним стволом и пятью ветвями. Центральная ветвь тянется вверх, а другие четыре направлены по четырём основным сторонам света. Каждая из этих больших ветвей подразделяется на более мелкие ветки и ещё более тонкие веточки, которые покрыты богатой листвой, обилием цветов и фруктов. Когда мы воображаем это огромное дерево с пятью ветвями, растущее в центре озера, которое расположено в центре этого обширнейшего луга перед нами, это придаёт нам лёгкость и счастье, и некоторое ощущение пространства в уме».

Что значит прибежище в Трёх Драгоценностях

Триратна, Будда, Дхарма и Сангха — самые большие ценности для всех буддистов мира, как для монахов, так и для мирян. Прибежище в Трёх Драгоценностях раскрывает для ученика безграничные возможности, потенциал развития сознания Будды — учителя, который преодолел океан сансары и вышел за его пределы.

  • Состояние Будды — это цель.
  • Дхарма — учение Будды, путь, ведущий к цели.
  • Сангха — духовные друзья на пути, в более возвышенном смысле — Бодхисаттвы.

Буддизм делится на три основных направления. Будда разделил учение на три так называемые колесницы, чтобы люди с разными способностями могли достичь просветления.

  1. Говоря о трёх драгоценностях, приверженцы малой колесницы, Хинаяны, принимают прибежище конкретно в Будде Шакьямуни, как исторической личности. В большой и алмазной колесницах, Махаяне и Ваджраяне, Будда — более широкое понятие, вмещающее бесконечное множество живых существ, достигших просветления, их проявления и качества.
  2. В Хинаяне под Дхармой подразумевается учение о Четырёх благородных истинах. В большой колеснице к Дхарме относят также: сутры, учение о парамитах, шаматхе, випашьяне и пустоте. В алмазной колеснице добавляются буддийские тантры.
  3. С точки зрения малой колесницы Сангха — это Архаты, люди, освободившиеся от загрязнений сознания, клеш, и достигшие нирваны. В Махаяне и Ваджраяне — это Бодхисаттвы, йидамы и дакини — существа с более высокой, альтруистичной, мотивацией.
Колесо Дхармы

Зачем принимать прибежище

  • Прибежище — это источник благословения и заботы. Три Драгоценности распространяют заботу и сочувствие на всех живых существ. Открываясь и доверяя этим высшим понятиям, человек усиливает с ними связь. Полученное благословение оберегает ученика от страданий в этой жизни и позволяет в будущих воплощениях избежать падения в низшие миры, где страданий намного больше.
  • Принятие прибежища в высших ценностях — это первый шаг на пути к избавлению от рабства собственных желаний и концепций, к внутренней свободе уже в этой жизни.
  • Эта практика создаёт условия для того, чтобы в конце концов, скорее всего в будущих жизнях, человек пришёл к полному просветлению.
  • Если каждый день начинать с принятия прибежища, все действия человека будут нести в себе энергию освобождения. Любое мирское занятие начнёт преображаться, обретая качества Дхармы, мудрости просветлённых учителей.

В чём смысл прибежища в Будде

Чтобы устранить все уровни омрачений и путаницы в сознании, пересечь океан сансары, человеку стоит обратиться к некоему источнику. Будда — это источник прибежища и наставлений для движения по пути самосовершенствования. Обращение за прибежищем к Будде помогает ученику осознать природу своего ума и реализовать свой безграничный потенциал.

Это интересно
Учение Будды. Дхарма, просвещающая бодхисаттв

Нирвана является временной целью, которая необходима для осознания того что, истинная цель — это работа над собой, над теми ошибками, которые мы совершили в прошлых жизнях

В чём смысл прибежища в Дхарме

Прибежище в Дхарме, то есть в мудрости и понимании Будды, способствует эффективной практике предписанных методов. Нужно избежать ошибок на пути саморазвития и научиться отличать истину от фальши. Прибежище защитит человека от трудностей на пути и поможет пробудить свою естественную мудрость.

В чём смысл прибежища в Сангхе

Сангха — это сообщество людей, объединённых духовными целями. Это друзья и единомышленники. Прибежище в общине даёт весомую поддержку. Сангха поможет делом или советом и воодушевит в трудную минуту. Посредством коллективного труда и практик обретается сила и вдохновение. Необходимо уважать духовных друзей и принимать их помощь.

С другой точки зрения Сангха – это существа, достигшие высоких состояний реализации. Принятие прибежища в них даёт человеку дополнительный источник руководства на его пути.

Как принимают прибежище в Трёх Драгоценностях

Для тех, кто желает стать буддистом и строить жизнь согласно учению Будды, существует специальная процедура. Человек должен три раза произнести слова: «Я принимаю Прибежище в Будде. Я принимаю Прибежище в Дхарме. Я принимаю Прибежище в Сангхе». Это самый простой вариант. В некоторых школах буддизма принятие прибежища более сложное. После произнесения этой формулы в сознании человека запускаются внутренние процессы, которые существенно ускорят его эволюцию.

Обеты мирянина

Существует пять основных наставлений для мирян. Если человек однажды дал обеты мирянина, он обязан придерживаться их в течение своей жизни. Соблюдение обетов способствует личной самодисциплине и удерживает мирянина от жадности и эгоистических действий, которые могли бы стать препятствием на его пути. Вот эти обеты:

  1. Не вредить живым существам. Главное — нельзя убивать, а также прямо или косвенно участвовать в убийстве.
  2. Не красть, т . е. любым способом не присваивать чужие ценности.
  3. Не изменять своему партнёру. Не заниматься блудом и развратом в любой форме.
  4. Не обманывать. Также нельзя говорить полуправду, недоговаривать, как-либо вводить других в заблуждение.
  5. Не употреблять никакие дурманящие вещества.

«Соблюдение заповедей гораздо благотворнее щедрых подношений всем Буддам на протяжении столетий, исчисляемых количеством песчинок в Ганге».

Будда.

Список литературы:

  1. «Буддизм. Просто о сложном», А. Корниенко.
  2. «Как медитировать», Сантье Кхадро.
  3. «Самоцветное украшение разнообразных устных наставлений, которые послужат на пользу всем и каждому надлежащим образом», Калу Ринпоче.
  4. «Откровения тибетских отшельников. Руководство по ретриту» Сонам Дордже.
  5. «О природе ума», Калу Ринпоче.
  6. «Вступая на буддийский путь», Калу Ринпоче.
  7. «Основы буддийского пути», Калу Ринпоче.