Содержание
Статья будет полезна тем, кто хочет узнать, как принять прибежище в буддизме, что это символизирует и какие даёт результаты. В терминах буддизма обратиться к кому-то или чему-то за прибежищем означает попросить дать наставления и обеспечить опору на пути самосовершенствования. Три Драгоценности: Будда, Дхарма и Сангха — три высших понятия, основа учения Будды. По традиции, для того чтобы встать на путь, ведущий к просветлению, человек первым делом принимает прибежище в Трёх Драгоценностях.
Согласно доктрине двух высших направлений буддизма — Махаяны и Ваджраяны — в природе ума каждого человека содержатся качества, соответствующие состоянию Будды:
- абсолютное сострадание,
- всеведение,
- способность действовать результативно,
- возможность быть Прибежищем для других существ.
Принимая прибежище в Трёх Драгоценностях буддизма, человек становится последователем учения Будды. Согласно буддийской традиции, ученик даёт обеты мирянина и начинает постепенно развивать у себя бодхичитту — стремление достичь просветления, то есть стать Буддой, чтобы помочь всем живым существам пересечь океан сансары.
Что такое прибежище
Прибежище — это опора на кого-то, обращение за помощью и советом. Человек имеет склонность находить прибежище во внешнем мире, в объектах, воспринимаемых органами чувств. Все чаяния и надежды обывателя, как правило, связаны с объектами вовне. Люди принимают прибежище в семье и друзьях, желая обеспечить безопасность и возможность регулярно получать удовольствия. Проблема в том, что внешние источники счастья недолговечны и слишком ненадёжны.
Если поместить человека в условия, где нет возможности действовать, нет гаджетов и других людей, он будет испытывать беспокойство, скуку и другие неприятные эмоции. Практика принятия прибежища направлена на то, чтобы поднять сознание ученика на новый уровень. У каждого есть возможность быть полностью удовлетворённым и радостным, опираясь только на своё внутреннее спокойствие, независимо от внешних обстоятельств. Чтобы достичь такого состояния, нужно изменить вектор своего внимания, перенаправив его с внешних объектов внутрь себя.
У прибежища две стороны: внутренняя и внешняя. Прославление Будды, Дхармы и Сангхи — это внешнее прибежище. Внутреннее прибежище обращено к своим высшим качествам и способностям.
В человеке заложен потенциал для того, чтобы освободиться от эгоистичных тенденций ума, развить абсолютные мудрость и сострадание, достичь уровня Будды. Согласно авторитетным текстам буддизма, принятие прибежища в Трёх Драгоценностях — Будде, Дхарме и Сангхе — первый шаг на этом пути. В одном из направлений Буддизма, Ваджраяне, именуемом алмазной колесницей, ученик, помимо Трёх Драгоценностей, принимает прибежище в Трёх корнях, таких как:
- Лама, то есть духовный Учитель.
- Йидам — медитационные формы.
- Защитники Дхармы — существа, охраняющие учение и сам путь самосовершенствования.
Алмазная колесница к трём драгоценностям добавляет ещё одну: ученик принимает прибежище в Гуру, именуемом четвёртой драгоценностью. Ум учителя олицетворяет Будду, речь — Дхарму, а тело — Сангху.
Реализовавшие себя просветлённые существа, Будды, которых бесконечно много, активно помогают живым существам. Будды дают людям необходимые наставления через Учителей — Ламу (на тибетском), или Гуру (на санскрите). Считается, что при чтении молитвы к своему Гуру у человека в уме укрепляется связь с просветлённым состоянием и зарождается реализация. При этом ученик должен осознавать единство своего Учителя с Буддами. Эта практика именуется гуру-йогой.
Практика принятия прибежища в буддизме может быть обращена к божествам. В зависимости от потребностей принимающего прибежище просветлённые существа могут помочь решить те или иные проблемы.
В традиции Ваджраяны существуют подготовительные практики — чагчен нёндро, что переводится как ‘подготовка к Великой печати’. В книге «Основы буддийского пути» лама традиции Кагью Калу Ринпоче пишет, что нёндро включает в себя:
- Сто тысяч простираний. Во время каждого простирания нужно повторять формулу прибежища. Самый простой вариант: «Я принимаю Прибежище в Будде. Я принимаю Прибежище в Дхарме. Я принимаю Прибежище в Сангхе».
- Сто тысяч произнесений мантры Ваджрасаттвы. Эта мантра очищает ум от негативных тенденций, тем самым уничтожая причины для возникновения новой кармы.
- Сто тысяч подношений мандал. Мандалы символизируют дворцы просветлённых существ. Как правило, делаются из песка.
- Гуру-йога. Медитация с повторением ста тысяч молитв, обращённых к Учителю. Невзирая на то, что эти практики называются предварительными, считается, что они сами по себе могут привести ученика к полному просветлению.
Каждую практику Калу Ринпоче рекомендует начинать с принятия прибежища. Это обеспечивает необходимый альтруистичный настрой. В его книге «Самоцветное украшение разнообразных устных наставлений» описывается такая визуализация:
«Принимая прибежище во время Нёндро, мы медитируем, что теперешнее окружение, в котором мы находимся, не в его обычном виде, но представляет собой просторный красивый луг. В середине луга располагается огромное озеро, наполненное водой с весьма специфическим свойством: это не обычное озеро, но волшебное, чудесное озеро. Вокруг озера на зелёном берегу растут цветы, а на его поверхности отдыхают птицы.
В центре озера растёт громадное дерево с одним стволом и пятью ветвями. Центральная ветвь тянется вверх, а другие четыре направлены по четырём основным сторонам света. Каждая из этих больших ветвей подразделяется на более мелкие ветки и ещё более тонкие веточки, которые покрыты богатой листвой, обилием цветов и фруктов. Когда мы воображаем это огромное дерево с пятью ветвями, растущее в центре озера, которое расположено в центре этого обширнейшего луга перед нами, это придаёт нам лёгкость и счастье, и некоторое ощущение пространства в уме».
Что значит прибежище в Трёх Драгоценностях
Триратна, Будда, Дхарма и Сангха — самые большие ценности для всех буддистов мира, как для монахов, так и для мирян. Прибежище в Трёх Драгоценностях раскрывает для ученика безграничные возможности, потенциал развития сознания Будды — учителя, который преодолел океан сансары и вышел за его пределы.
- Состояние Будды — это цель.
- Дхарма — учение Будды, путь, ведущий к цели.
- Сангха — духовные друзья на пути, в более возвышенном смысле — Бодхисаттвы.
Буддизм делится на три основных направления. Будда разделил учение на три так называемые колесницы, чтобы люди с разными способностями могли достичь просветления.
- Говоря о трёх драгоценностях, приверженцы малой колесницы, Хинаяны, принимают прибежище конкретно в Будде Шакьямуни, как исторической личности. В большой и алмазной колесницах, Махаяне и Ваджраяне, Будда — более широкое понятие, вмещающее бесконечное множество живых существ, достигших просветления, их проявления и качества.
- В Хинаяне под Дхармой подразумевается учение о Четырёх благородных истинах. В большой колеснице к Дхарме относят также: сутры, учение о парамитах, шаматхе, випашьяне и пустоте. В алмазной колеснице добавляются буддийские тантры.
- С точки зрения малой колесницы Сангха — это Архаты, люди, освободившиеся от загрязнений сознания, клеш, и достигшие нирваны. В Махаяне и Ваджраяне — это Бодхисаттвы, йидамы и дакини — существа с более высокой, альтруистичной, мотивацией.
Зачем принимать прибежище
- Прибежище — это источник благословения и заботы. Три Драгоценности распространяют заботу и сочувствие на всех живых существ. Открываясь и доверяя этим высшим понятиям, человек усиливает с ними связь. Полученное благословение оберегает ученика от страданий в этой жизни и позволяет в будущих воплощениях избежать падения в низшие миры, где страданий намного больше.
- Принятие прибежища в высших ценностях — это первый шаг на пути к избавлению от рабства собственных желаний и концепций, к внутренней свободе уже в этой жизни.
- Эта практика создаёт условия для того, чтобы в конце концов, скорее всего в будущих жизнях, человек пришёл к полному просветлению.
- Если каждый день начинать с принятия прибежища, все действия человека будут нести в себе энергию освобождения. Любое мирское занятие начнёт преображаться, обретая качества Дхармы, мудрости просветлённых учителей.
В чём смысл прибежища в Будде
Чтобы устранить все уровни омрачений и путаницы в сознании, пересечь океан сансары, человеку стоит обратиться к некоему источнику. Будда — это источник прибежища и наставлений для движения по пути самосовершенствования. Обращение за прибежищем к Будде помогает ученику осознать природу своего ума и реализовать свой безграничный потенциал.
Нирвана является временной целью, которая необходима для осознания того что, истинная цель — это работа над собой, над теми ошибками, которые мы совершили в прошлых жизнях
В чём смысл прибежища в Дхарме
Прибежище в Дхарме, то есть в мудрости и понимании Будды, способствует эффективной практике предписанных методов. Нужно избежать ошибок на пути саморазвития и научиться отличать истину от фальши. Прибежище защитит человека от трудностей на пути и поможет пробудить свою естественную мудрость.
В чём смысл прибежища в Сангхе
Сангха — это сообщество людей, объединённых духовными целями. Это друзья и единомышленники. Прибежище в общине даёт весомую поддержку. Сангха поможет делом или советом и воодушевит в трудную минуту. Посредством коллективного труда и практик обретается сила и вдохновение. Необходимо уважать духовных друзей и принимать их помощь.
С другой точки зрения Сангха – это существа, достигшие высоких состояний реализации. Принятие прибежища в них даёт человеку дополнительный источник руководства на его пути.
Как принимают прибежище в Трёх Драгоценностях
Для тех, кто желает стать буддистом и строить жизнь согласно учению Будды, существует специальная процедура. Человек должен три раза произнести слова: «Я принимаю Прибежище в Будде. Я принимаю Прибежище в Дхарме. Я принимаю Прибежище в Сангхе». Это самый простой вариант. В некоторых школах буддизма принятие прибежища более сложное. После произнесения этой формулы в сознании человека запускаются внутренние процессы, которые существенно ускорят его эволюцию.
Обеты мирянина
Существует пять основных наставлений для мирян. Если человек однажды дал обеты мирянина, он обязан придерживаться их в течение своей жизни. Соблюдение обетов способствует личной самодисциплине и удерживает мирянина от жадности и эгоистических действий, которые могли бы стать препятствием на его пути. Вот эти обеты:
- Не вредить живым существам. Главное — нельзя убивать, а также прямо или косвенно участвовать в убийстве.
- Не красть, т . е. любым способом не присваивать чужие ценности.
- Не изменять своему партнёру. Не заниматься блудом и развратом в любой форме.
- Не обманывать. Также нельзя говорить полуправду, недоговаривать, как-либо вводить других в заблуждение.
- Не употреблять никакие дурманящие вещества.
«Соблюдение заповедей гораздо благотворнее щедрых подношений всем Буддам на протяжении столетий, исчисляемых количеством песчинок в Ганге».
Будда.
Список литературы:
- «Буддизм. Просто о сложном», А. Корниенко.
- «Как медитировать», Сантье Кхадро.
- «Самоцветное украшение разнообразных устных наставлений, которые послужат на пользу всем и каждому надлежащим образом», Калу Ринпоче.
- «Откровения тибетских отшельников. Руководство по ретриту» Сонам Дордже.
- «О природе ума», Калу Ринпоче.
- «Вступая на буддийский путь», Калу Ринпоче.
- «Основы буддийского пути», Калу Ринпоче.